KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Ermenistan
  4. »
  5. Станислав Тарасов: МАКРОН МОЖЕТ ВЫЙТИ ИЗ «ИГРЫ» С ПАШИНЯНОМ

Станислав Тарасов: МАКРОН МОЖЕТ ВЫЙТИ ИЗ «ИГРЫ» С ПАШИНЯНОМ

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 10 dk okuma süresi
152 0

Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что было много ожиданий относительно исполнения Францией и ее президентом Эммануэлем Макроном посреднической роли в конфликте между Азербайджаном и армянами в Карабахе. В беседе с RT France она подчеркнула: «И посмотрите, к чему этому привело. Париж пытался перехватить повестку дня посредничества и сказал, что Франция справится с посредничеством лучше, чем любая другая сторона, особенно Россия. Когда Россия выполняла посреднические задачи, уже существовали хорошие и устоявшиеся основы для продвижения к мирному урегулированию. Но как только идеология начала вмешиваться в ситуацию, все изменилось».

Действительно, случилось то, что после успешной для Азербайджана второй карабахской войны и подписания при посредничестве России 9 ноября 2020 года мирного соглашения еще один вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией считался самым нежелательный вариантом развития событий. Баку вернул под свой контроль земли, которые считает своими, в регионе сложилась новая геополитическая реальность. Оставалось только определиться с судьбой армян Нагорного Карабаха. Дело шло к подготовке к подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией.

В этой связи в СМИ появлялись сообщения о том, что Россия предлагала включить в предполагаемый договор позиции, определяющие гарантии безопасности армян Нагорного Карабаха. Она в принципе могла устраивать Армению, и не совсем Азербайджан. Но потом выяснилось, что Ереван и Баку вместе может не устраивать фактор российского присутствия в Нагорном Карабахе с перспективой продления сроков пребывания российских миротворцев. Причем по разным для них причинам. В Армении опасались и опасаются повышенной политической пассионарности армян Нагорного Карабаха. А в Азербайджане тогда стали появляться первые публикации с обвинениями России в «оккупации азербайджанских земель Карабаха». Когда Баку принял решение блокировать Лачинский коридор, то в Ереване заговорили о том, что «российские миротворцы не справляются со своими задачами».

Это был первый этап задуманной комбинации. Смысл второго этапа заключался в выводе Армении из зоны ее интересов в Нагорном Карабахе, а также в отвязке проблем безопасности армян Нагорного Карабаха от России путем ввода в ситуацию дополнительных посредников. На этом направлении Ереван и Баку действовали совместно, переводя переговоры по мирному договору с московской на западные площадки. Тогда пресса Еревана и Баку стала обсуждать три сценария мирного договора: якобы предложенный Армении Западом, азербайджанский и российский. В то же время Россия не могла не видеть заметную активизацию на этом направлении Франции.

Тут многое остается еще за политическими кулисами. С одной стороны, во Франции проживает одна из крупных влиятельных армянских диаспор. Она в разных городах страны проводила митинги с призывами признать Республику Нагорный Карабах. Более того, в парламент Франции был внесен законопроект о признании Республики Нагорный Карабах. Казалось бы, в такой ситуации Париж играет на стороне Еревана, который вроде бы поддерживает независимость Нагорного Карабаха. Но потом выяснилось, что динамика сотрудничества между Арменией и Францией привела к другому: в Праге не без давления со стороны Эммануэля Макрона премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал заявление о признании территориальной целостности Азербайджана, что вписывается в западный проект мирного урегулирования. Вот что говорил по этому поводу президент России Владимир Путин на пленарной сессии Восточного экономического форума во Владивостоке:

«Дело не только в результатах последнего конфликта. Дело еще в том, что армянское руководство по существу признало суверенитет Азербайджана над Карабахом. И в своем пражском заявлении просто зафиксировали это на бумаге. Теперь президент Алиев мне говорит – ну вы же знаете, что Армения признала Карабах наш, что вопрос о статусе Карабаха больше не стоит, он решен. Армянское руководство об этом публично заявило, посчитав и всю территорию до 1991 г в рамках Азербайджанской ССР и назвав цифру, в которую входит и территория самого Карабаха. Это состоялось, это же не наше решение. Это решение армянского руководства сегодняшнего. А если так, говорят нам, то вы теперь все вопросы, если вы хотите чем-то заниматься по Карабаху, должны с нами решать на двусторонней основе. Конечно, здесь возникают другие вопросы, вопросы, связанные с гуманитарной составляющей и мандатом наших миротворцев, это правда. Мандат еще действует, а вопросы гуманитарного характера, недопущения этнических чисток, конечно никуда не делись, я с этим полностью согласен. Надеюсь, что азербайджанское руководство, как говорили нам всегда и до сих пор говорят, не заинтересовано в каких бы то ни было этнических чистках, более того, заинтересовано в том, чтобы процесс происходил мягко».

Так российские миротворцы, ранее бывшие посредниками между двумя странами, стали посредниками между властью Азербайджана и Степанакертом. Армения сдала Нагорный Карабах. И о таком ходе событий был информирован Макрон. Глава МИД Франции Катрин Колонна на заседании Совета Безопасности ООН по Нагорному Карабаху, которое было созвано по требованию Парижа и обращения Еревана, заявила, что «никто не может поверить в то, что наступательные действия Азербайджана в Нагорном Карабахе не были спланированы заранее». Это так. Незадолго до военной операции в Нагорном Карабахе Пашинян договорился с ЕС и Макроном о включении миссии Евросоюза в работу по делимитации армяно-азербайджанской границы. Миссия работает с армянской стороны и пока что только до середины декабря, ее официальная цель – «укрепление доверия и оказание поддержки» работы делимитационной комиссии Азербайджан-Армения. Азербайджан согласился контактировать с этой миссией только по тем вопросам, которые определит сам как затрагивающие его интересы. Так появилась альтернативная российским консультациям по делимитации границы структура. Армения с поддержкой Франции стала выносить проблемы на обсуждение Совета Безопасности ООН, стала диверсифицировать ситуацию.

Но в промежутке появилась острая интрига. В ходе встречи с представителями армянской общины Марселя Макрон заявил буквально следующее:

«Я оказываю на Алиева больше давления, чем сам Пашинян. Вопрос в Пашиняне. Я единственный по вопросу Нагорного Карабаха, у кого есть четкая позиция. Я сделаю гораздо больше в этом вопросе».

Суть сказанного президентом Франции сводится к тому, что вопрос о статусе Нагорного Карабаха, оказывается упирается в одну проблему, имя которой – Пашинян. И именно эта «проблема» мешает тому, чтобы право Нагорного Карабаха на самоопределение как минимум рассматривалось и учитывалось в происходящих в регионе процессах.

То есть, Макрон, проведя операцию, выставляет Пашиняна под политический удар. Кстати, Елисейский дворец не опроверг эту информацию. Значит, все обстоит так, как задумывалось. Поневоле возникает вопрос: почему Макрон стал выходить из «игры», если раньше он подыгрывал Пашиняну и Алиеву? Может быть потому, что проект «Нагорный Карабах» еще не закрыт и впереди еще немало неожиданных событий?

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir