KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. İran
  4. »
  5. Юрий Мавашев: Война США и Ирана: быть или не быть

Юрий Мавашев: Война США и Ирана: быть или не быть

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 9 dk okuma süresi
170 0

На этой неделе Исламская Республика Иран предупредила, что может захватить американские суда в Персидском заливе. Столь грозное заявление прозвучало от иранского бригадного генерала, выступившего от имени Корпуса стражей Исламской Революции (КСИР) Рамазана Шарифа. Прозвучало не на пустом месте, учитывая, что ранее Пентагон молниеносно принял решение усилить американское военное присутствие в акваториях Красного моря и Персидского залива.

В частности, речь идет о переброске в непосредственной близости от иранских границ 3000 морских пехотинцев, многоцелевых истребителей F-35, F-16 и A-10 вместе с эсминцами ВМС США. «Подкрепление», по словам официальных лиц США, предназначено для совместного патрулирования в Ормузском проливе, узкой водной артерии, имеющем стратегическое значение для мировой торговли нефтью.

Иран, правда, тоже в долгу не остался. Две недели назад, очевидно, в ответ на то же самое развертывание США, министерство обороны Ирана поставило КСИР десятки своих первых в истории морских баллистических ракет большой дальности, которые, как утверждается, были на 100% сделаны из местных комплектующих и способными «полностью уничтожить» вражеские авианосцы.

По мнению ряда американских экспертов, продолжающееся наращивание военной мощи Соединенных Штатов в Персидском заливе может привести к «опасной» конфронтации с Ираном, поскольку две страны все же не оставляют попыток бороться за решение своих проблем дипломатическим путем.

Официально-декларативной причиной военной активности иди сдерживания Ирана в регионе США называют «преследование» первым международных торговых судов. Только за последние два года ВМС США насчитали 20 случаев преследований, в том числе нападений или захватов, со стороны КСИР, назвав Иран «явной угрозой региональной морской безопасности и мировой экономике».

Тегеран в свою очередь в большинстве инцидентов и не отрицал своей причастности, оправдывая свое поведение «войной с контрабандой нефти» или действиями на основании постановлений суда. Вместе с тем любопытно, что даже в заявлении вышеуказанного иранского бригадного генерала отчетливо проступает и международно-политическое измерение. Точнее сказать, просматривается конфликт двух взглядов на настоящее и будущее мироустройство – иранского и американского. «Страны региона правильно осознали, что Иран превращается в крупную региональную державу», — добавил представитель КСИР, выступая на церемонии в консервативном городе Кум.

Что не менее важно представитель КСИР отметил, что обеспечение безопасности Персидского залива – прерогатива государств, чьи берега и выходят на акваторию Персидского залива и Красного моря. Офицер также добавил, что эти страны «пришли к пониманию слабости Америки и силы Исламской Республики в противостояниях последних лет». Вероятнее всего, Тегеран адресует этот месседж прежде всего монархиям залива – Саудовской Аравии, Катару, ОАЭ, Оману, Кувейту. И в этом смысле США ещё более заинтересованы в том, чтобы напомнить наконец «кто в доме хозяин» исходя из того, насколько ослаб в последние годы международный авторитет и репутация Вашингтона.

Ведь даже примирение Ирана и Саудовской Аравии, как, быть может, самое главное событие всей ближневосточной повестки в 2023 воспринимается игроками однозначно: США утратили авторитет хотя бы потому, что процесс налаживания отношений был запущен китайской стороной. Можно вспомнить и о том, как ОАЭ в мае нынешнего года вышли из возглавляемых США Объединенных морских сил, действующих в районе Красного моря и Персидского залива. Причём сопроводили этот акт заявлением, согласно которому Абу-Даби предпочтут «другие средства для достижения региональной безопасности и стабильности».

С другой стороны, справедливости ради, нельзя сбрасывать со счетов весьма не безоблачные отношения Тегерана и Абу-Даби. Несмотря на их недавние попытки примирения в рамках более масштабной региональной оттепели, Иран только на прошлой неделе провел военные учения, хвастаясь достижениями и усилением обороны вокруг трех небольших островов в Персидском заливе, находящихся под его контролем, но в самом центре многолетнего территориального спора с ОАЭ.

Тем не менее, тревожных звоночков на Ближнем Востоке для Вашингтона более, чем хватает. Символично и то, что в состоявшемся в Саудовской Аравии саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) впервые с 2011 года принял участие ненавистный Западу и «недосвергнутый народными массами» президент Сирии Башар Асад. А ведь его не без веских оснований считают союзником иранских властей. В общем, после таких громких и слышных на весь мир пощечин смолчать или самоустраниться при новостях о «захвате» танкеров Штаты, разумеется, не могли.

К томе же вряд ли в Израиле – союзнике США отнеслись бы с пониманием к пассивному поведению. Не говоря уже о том, что на Ближнем Востоке силовой элемент по-прежнему остаётся едва ли не главным атрибутом воспринимаемой всеми политической потенции.
Но означает ли всё вышеперечисленное автоматическую и реальную готовность США действовать всерьез, имея в виду военную операцию против Ирана?

По мнению ряда военных аналитиков, потенциально “разобраться” с Ираном США само собой — могут. Однако, по их же расчётам, американские потери в этом случае могут оказаться несоразмерно высокими даже для общественного мнения Америки, привыкшей к постоянным заокеанским воинам. Понятно, что без проведения десантной операции не обойтись, а мотивированности или боевого духа у иранцев не занимать. Мало того, на иранской территории немало объектов, которые могут представлять угрозу не только для самих США, их союзников в регионе, но и для американских баз. Речь идет о ракетах пусть и в обычном, то есть в не ядерном снаряжении.

Причём эти ракеты находятся в хорошо защищенных рельефом укрытиях — в скальных породах. Так что уничтожить их даже с использованием бетонобойных бомб самого крупного калибра немыслимо. И потом, Иран обладает современными ПВО. На вооружении хватает как советских, так и современных российских образцов вооружения.

Вдобавок конфликт с Ираном при нынешних международно-политических реалиях может дорого обойтись США. У Тегерана хватает и союзников, и симпатизантов, которые могут здорово испортить мемуары американским военным далеко не только на иранской территории.

Из всего этого следует, что военная операция США при прочих равных маловероятна. Скорее, Вашингтон не устраивает, что иранская нефть стала выходить на рынок. Согласно заявлению представителя Иранской национальной нефтяной компании (NIOC), Тегеран намерен уже к концу сентября нарастить добычу «чёрного золота» до 3,5 млн б/с.

Юрий Мавашев Востоковед, директор Центра изучения новой Турции (ЦИНоТ)

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir