KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Gündem
  4. »
  5. Юрий Мавашев: Зачем США вооружают Грецию

Юрий Мавашев: Зачем США вооружают Грецию

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 7 dk okuma süresi
131 0

Палата представителей Конгресса США на днях единогласно одобрила внесение поправки в законопроект о военном бюджете (NDAA) на 2024 год по инициативе конгресвумен Грейс Мэн. Поправка предусматривает создание вблизи турецких границ американских военных объектов. Документ принимается в рамках Соглашения о совместном оборонном сотрудничестве, подписанного между США и Грецией в октябре 2021 года.

В документе, о котором идёт речь содержится просьба к Пентагону и Госдепартаменту совместно представить в профильные комитеты Конгресса доклад об оборонных отношениях между США и Грецией, который включал бы в себя планы по созданию дополнительных военных баз и расширению военного присутствия США, особенно на “греческих островах”. При этом не уточняется, относится ли термин “греческие острова” к Эгейским островам, которые были переданы Греции по Лозаннскому и Парижскому договорам при условии соблюдения Афинами их демилитаризованного статуса.

Вместе с тем греческие СМИ весьма красноречивы – анонсировали поправку с такими заголовками, как «американская высадка на островах» и «Палата представителей предлагает создать новую базу в Эгейском море».

Так или иначе, речь идет о расширении и без того весьма заметного военного присутствия США вблизи турецких границ. Разумеется, как дружественный этот сигнал в Турции не воспринимается. Тем более, что уже сегодня на греческих островах в Эгейском море расположены, как минимум, 3 авиабазы, 8 баз ВМФ, 5 РЛС, 70 военных баз, 86 других военных объектов. На этих греческих базах размещены новейшие истребители, боевые вертолеты, танки, гаубицы, БТР, управляемые противотанковые ракеты и военные корабли вооруженных сил Греции. Вот и выходит, что Вашингтон фактически своими действиями открыто поощряет греческий милитаризм, становится с ним рядом.

Достаточно сказать, что в рамках одного соглашения от 2021 года Греция уже передала США казармы Янули в греческом городе Александруполис, расположенном в 40 километрах от Турции, казармы Йоргули недалеко от города Волос, а также стрельбище в 92 километрах от Салоников.
И это не говоря уже о том, что американцы располагают крупной военно-морской и авиационной базами на острове Крит. Вдобавок вертолеты и БПЛА США появились на греческой авиабазе Стефановикио недалеко от Волоса.

Разумеется, 2024 финансовый год в США начнется только с 1 октября. Законодателям еще предстоит проголосовать за оборонный бюджет в окончательной редакции, а президенту Джо Байдену подписать его. К тому же уже сейчас понятно, что приоритетом для Америки остаётся, скорее, сдерживание России и Китая. Однако неуклонный рост военного потенциала США в непосредственной близости от Турции как будто бы призван сдерживать турецкую сторону от тех или иных «проактивных», с точки зрения Белого дома, шагов в Восточном Средиземноморье.

В этом смысле чрезмерно увлекаться сценариями, при которых американские военные примут сторону греческих начнись приграничный конфликт с Турцией – не стоит. Регион и акватория Восточного Средиземноморья, который древние называли Левантом, значительно шире турецко-греческих отношений. И потом: едва ли США относятся к Греции, как к равному партнеру, за которого готовы всерьёз «впрягаться».

Дело может быть совершенно в другом. 2023 год – ключевой для инвесторов, которые будут принимать окончательное решение по проекту Восточно-Средиземноморского газопровода (EastMed). В июле израильский премьер Беньямин Нетаньяху, как глава государства, изъявившего желание участвовать в проекте, уже заявил о готовности договариваться с турецкой стороной, учитывать её условия и интересы. Однако встреча лидеров Израиля и Турции пока еще не состоялась по причине «состояния здоровья» Нетаньяху. Пока политику не станет «лучше» американцы могли дать время туркам «на подумать», чтобы последние стали посговорчивее.

Ведь именно Турция, победив в ливийском конфликте, фактически продиктовала «Энергетической тройке» (Израилю, Греции, Кипру) новые правила игры, смысл которых прост – без Анкары или в обход неё не создаются никакие EastMed. Меморандум о разграничении морского дна с ПНС Ливии от ноября 2019 оставляет за президентом Эрдоганом право решать, куда и как пойдёт этот трубопровод. И пойдёт ли вообще.

Кому же в США такое понравится, учитывая сильное израильское и греческое лобби? Таким образом, усиление военного присутствия США в Леванте, с высокой долей вероятности, следует понимать, как попытку оказать давление на турецкие власти. По их мнению, с турок хватит и того, что с ними в принципе хотят договориться или согласовать что-то по маршрутам доставки энергоносителей. Чтобы большего не захотели.

Юрий Мавашев: Востоковед, директор Центра изучения новой Турции (ЦИНоТ)

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir