KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Türkiye
  4. »
  5. Юрий Мавашев: Турция и евроинтеграция: кто кого обманул?

Юрий Мавашев: Турция и евроинтеграция: кто кого обманул?

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 7 dk okuma süresi
202 0

Турецкая Республика не станет членом Евросоюза в 2024 году. Не получит Анкара и утешительного приза под названием “безвизовый режим”, сообщил газете “Известия” представитель европейского объединения Петер Стано. Ведь, по словам еврочиновника, процесс евроинтеграции требует не “часы”, а “годы”.

Как раз они-то и прошли, если руководствоваться терминологией Стано. Другое дело, как и с каким смыслом. С момента присвоения Брюсселем официального статуса страны- кандидата в отношении Турции прошла уже без малого четверть века. За этот период произошло несколько расширений ЕС. При этом, пожалуй, наиболее оскорбительным для турецкого восприятия на бытовом уровне стало пятое расширение 2007 года, когда не готовые по многим параметрам Болгария и Румыния, всё-таки вошли в Евросоюз.

Тогда многие функционеры ЕС под камеры и не под запись напоминали о высоком уровне коррупции, отсутствии систем распределения с/х субсидий, о крайне неудовлетворительном состоянии объектов пищевой промышленности, серьезных проблемах с авиапарком в Болгарии и Румынии. Более того, Софию приняли в объединение, не взирая на оскорбительные формулировки авторов доклада Еврокомиссии, где отчётливо читалось “Болгария — самая недостойная страна, когда-либо входившая в ЕС”.

Если же принять во внимание вклад турецкой стороны в обеспечение безопасности стран европейского континента за последние 20 лет и поставить на другую чашу весов условную Румынию или Болгарию с их нерешенными по сей день проблемами, то станет ещё обиднее. Евробюрократы напрочь забыли, что именно Турция вынужденно стала естественным “фильтром”, “лёгким”, а то и “печенью” всей Европы. Хотя “неблагодарный организм” в виде игроков ЕС — Франции, Италии частенько “злоупотреблял”. В конце концов, не Анкара рукоплескала “Арабской весне”, не её бомбы уничтожили ту же Ливию, которая также прикрывала Евросоюз от потока мигрантов. Она была барьером со стороны Африки.

Можно вспомнить и о роли Турции в борьбе с трансграничной и транснациональной угрозой мирового масштаба — ИГ (организация запрещена в России). Очевидно, что турки могли бы не делиться ценнейшими сведениями с разведсообществом европейских стран. Даже самой богатой фантазии не хватит, чтобы представить себе возможные последствия для ЕС, выключись Турция хотя бы на час из уравнения.

Несмотря на это, европарламентарии не скрывают, что не видят смысла даже реанимировать переговорный процесс с Турцией о членстве. И это прозвучало после того, как президент Эрдоган во всеуслышание связывал турецкие успехи на почве евроинтеграции, включая либерализацию визового режима, с прогрессом в отношении Швеции, которая стремится войти в НАТО.

Неужели ЕС переиграло Эрдогана за 20 лет? Напротив. Ещё надо разобраться, “кто и кого”. Лидер Турции сам виртуозно и безупречно использовал Евросоюз в своих внутриполитических играх. Использовал до такой степени, что, во многом, именно благодаря еврочиновникам Эрдоган в своём кресле, а не на скамье подсудимых.

Чтобы утвердить во власти себя и сторонников политического ислама или, попросту говоря, исламистов, турецкий лидер еще в 2007 году сделал важнейший шаг — добился принятия конституционных поправок, которые сделали бессмысленным вмешательство военных. В этом смысле евроинтеграция как нельзя вовремя подвернулась ему под руку — “хороший повод”. Брюссель всей мощью своего политического авторитета одобрил поправки Эрдогана и его партии, поскольку правила объединения исключают какое-либо вмешательство военных в политический процесс.

Разумеется, тогда мало кому могло прийти в голову, что поправки, отодвигающие военных, нужны были турецким властям вовсе не для того, чтобы стать новой “золотой звездой” на флаге Евросоюза. Чудеса проницательности не проявили и турецкие представители демократических преобразований. По неоднократным признаниям Эрдогана и его помощников, Анкара на самом деле и не думала делегировать даже часть своего суверенитета на наднациональный уровень, чтобы потом в час по чайной ложке получать его же обратно в те часы, когда решат в Брюсселе.

Ирония судьбы в том, что в каком-то смысле, своим рождением новая конституция 2017 года, как и “Новая Турция” (слоган Эрдогана) обязана Евросоюзу. Вернее, мнимым попыткам в него вступить. Недаром действующему лидеру приписывают слова “Демократия — лишь трамвай, на котором мы доедем до следующей остановки”.

Теперь он готов повторить этот опыт “Троянского коня”. С той лишь разницей, что на этот раз он будет добиваться от Запада своего, стоя за спиной шведов, а не за плечами турецкой демократической общественности, стремящейся в ЕС. Символично, что Турция действительно — родина “Троянского коня”, модель которого стоит в курортном Айвалыке.

Вместе с тем кульбиты Эрдогана вовсе не означают, что на народном уровне турки

Юрий Мавашев Востоковед, директор Центра изучения новой Турции (ЦИНоТ)

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir