Немецкий провал Саргсяна: Берлин слезам не верит
По итогам состоявшейся в Берлине пресс-конференции, в ходе которой канцлер ФРГ Ангела Меркель подробно коснулась актуальной ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта, стало очевидно, что Берлин продолжает занимать крайне взвешенную позицию по данной проблеме. Несмотря на попытки армянских журналистов, читавших с листков заранее заготовленные вопросы, спровоцировать главу немецкого правительства на антиазербайджанские заявления, а также усилия армянского президента Саргсяна возложить ответственность на Азербайджан за последнее обострение на фронте, германское руководство ни на йоту не отошло от своей традиционной внешнеполитической линии в вопросе урегулирования.
Во всех высказываниях Ангелы Меркель красной нитью проходят тезисы, крайне болезненно воспринимаемые армянской стороной. Так, Меркель ни словом не обмолвилась о т.н. «НКР», подчеркивая, что сторонами конфликта являются две страны – Армения и Азербайджан. Впрочем, это полностью сходится с неоднократно письменно озвученной позицией правительства ФРГ, не устающего подчеркивать, что т.н. «армия самообороны» сепаратистского режима практически полностью укомплектована из регулярных войск Республики Армения и армянских срочников.
Более того, канцлер ФРГ практически в открытую заявила, что из-за неспособности выстроить нормальные отношения со своими соседями по региону Армения оказалась в крайне невыгодном положении. «Особенно важно, чтобы конфликт был решен как можно раньше, поскольку развитие Армении, имей она более хорошие отношения с соседями, было бы более легким», – дипломатичное замечание Меркель иначе объяснить нельзя.
Сразу за этой горькой пилюлей последовала и вторая: «Военное столкновение между Азербайджаном и Арменией является неудачной предпосылкой для восстановления контактов между Арменией и Турцией, которые наблюдались несколько лет назад». Более ясного намека на то, что, пока продолжаются провокации на фронте и оккупация азербайджанских территорий, являющаяся первопричиной столкновений, ждать нормализации отношений с соседями Еревану не стоит. И Германия в таких условиях явно не планирует содействовать открытию армяно-турецкой границы. Следует отметить, что прямая привязка нагорно-карабахского конфликта к вопросу нормализации отношений между Арменией и Турцией – новая нотка на Западе, некогда пытавшегося разделить эти два политических процесса.
Отметив, что встреча с Саргсяном планировалась давно (то есть, непосредственной привязки данного визита к актуальным событиям на фронте нет), и Меркель регулярно проводит, а также вскоре вновь проведет встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, бундесканцлер сделала акцент на своей нейтральной позиции в конфликте.
Вместе с тем, очевидно, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта становится одним из приоритетных направлений германской внешней политики в период председательства ФРГ в ОБСЕ. И нейтральная равноудаленная позиция Германии, основанная, в первую очередь, на принципах международного права, в этом смысле полностью соответствует интересам Азербайджана.
Орхан Саттаров
Руководитель европейского бюро “Вестника Кавказа”