Каким будет геополитический расклад в регионе после падения режима Асада, что ждет основных игроков и другие моменты, связанные со сменой власти в Сирии, в беседе с Minval.az своими мыслями поделился израильский политолог, специалист по Кавказу, исламскому миру и Ближнему Востоку, председатель Института Восточного партнерства Авраам Шмулевич.
О судьбе Башара Асада
Асад уже находится в Москве. Жена его давно болеет раком, насколько известно. Она тоже практически постоянно находится в Москве. Семейство Асада еще загодя приобрело значительное количество элитного жилья в российской столице. Были даже сообщения о том, что Россия помогала ему каким-то образом отмывать деньги. Словом, Асад пополнил большую обойму бывших политических деятелей — сателлитов РФ после того, как она не смогла защитить их режим. Они нашли убежище в Москве: начиная от Акаева, заканчивая Януковичем. Между прочим, в Москве долгое время находился и первый президент Азербайджана Аяз Муталибов. Достаточное число бывших руководителей постсоветских стран нашли убежище там и судьба их была совершенно разной.
Судьба же Асада будет зависеть от того, как сложатся события в Сирии. Если Путин решит, что ему нужен какой-то козырь в игре с новыми властями Сирии, то Асад будет делать какие-то заявления или даже организует правительство в изгнании. Если каким-то образом отношения между Москвой и новыми властями в Сирии наладятся, то Асада ждет судьба Януковича. Хотя в отличие от Януковича, у него есть профессия, поэтому, возможно, он найдет занятие по специальности в какой-нибудь клинике, например.
Судьба Сирии
Что ждет Сирию, не знает никто. Дело в том, что та коалиция, которая пришла к власти в Сирии, очень разнородна – от светских до совершенно разных исламистов, которые даже между собой враждуют. Да, эти силы подготовила Турция в районе Африна, где были организованы лагеря, в которых обучались бойцы оппозиции, свергавшие Асада. Главная сила — ХТШ вышла из Аль-Каиды, там есть и те, кто из ИГ (Исламское государство). Больше всего это заметно в отношении к Израилю. Есть части сирийской оппозиции, которые выступают за союз с Израилем, с другой стороны — исламисты, которые находятся как раз у границ Израиля, заявили, что готовы захватить Иерусалим и начать войну против Израиля. По данному, достаточно чувствительному, пункту есть серьезные разногласия. Турция, конечно, вооружила и обучила этих бойцов, но это не значит, что она сохранит над ними влияние. И как будут развиваться события дальше, неизвестно.
Давайте посмотрим на примеры других исламских стран. В Афганистане после победы над Советским Союзом режим коммунистов был свержен, очень скоро силы афганской оппозиции, которые были тоже разнородны, начали гражданскую войну между собой и в результате «Талибан» захватил всех. Вполне возможно, что такая же судьба ждет Сирию.
Непонятны также отношения с США и Россией, а также с курдами. С курдами сейчас идут бои за Манбидж – это ключевой пункт. Сирийская оппозиция наступает на курдов, хотя те сопротивляются, перебрасывают резерв, с обеих сторон задействована бронетехника, причем со стороны курдов современная американская, а бронетранспортеры со стороны сирийской оппозиции более старые, захваченные советские танки. Но тут есть американский фактор. Американцы совершенно не собираются уходить из Сирии, они держат там базы. Если курды потерпят серьезный урон, то, возможно, что США ударят по этим наступающим сирийским силам. А если США вмешаются в войну, то ситуация, конечно, будет уже совершенно другой. Поэтому никто не знает, что будет происходить дальше.
Сирия уже практически разделена. Часть севера страны захвачена Турцией и турки не собираются уходить. На другой части Сирии действуют сирийские туркмены, а это практически турки, они родственны тюркским племенам центральной Анатолии, что практически автономия, которой помогает Турция. Курды — тоже независимые силы, которые придерживаются полумарксистской идеологии и враждебны правительству в Анкаре, но их поддерживают американцы. ИГ действует в пустынях Сирии. Другие нацменьшинства Сирии тоже имеют свои вооруженные формирования, даже есть армянский батальон, который действует в составе курдских левых сил.
Сможет ли новая власть сохранить контроль над той частью, которая еще не находится в руках этих автономистов — большой вопрос.
О российских базах в Сирии
Россия вывела свои корабли из Тартуса, но они находятся на рейде, то есть, очевидно, что российский флот ждет возможности вернуться. Они не ушли совсем. Были сообщения о том, что РФ договорилась с Турцией и другими силами о том, что российские базы сохранятся. Наблюдательные пункты находились на юге Сирии, вдоль границы с Израилем, они были эвакуированы и сейчас заняты израильскими войсками. Были интересные сообщения о том, что российские наблюдательные базы оказались отрезанными повстанцами от Дамаска и от основных российских сил и РФ просила разрешения у Израиля, чтобы они зашли на израильскую территорию ,и были эвакуированы. Похоже, какие-то договоренности все же были достигнуты как минимум между Россией и другими сторонами. Но, с другой стороны, ни Израиль, ни Турция не заинтересованы в том, чтобы Россия сохраняла свое влияние в Сирии.
Как события в Сирии могут отразиться на Азербайджане
На Азербайджане это прямо не скажется. Но если Турция увязнет в серьезной войне в Сирии, если начнется гражданская война и Турция будет вынуждена ввести дополнительные войска, станет оказывать экономическую помощь сирийским беженцам, тогда экономическая помощь Турции Азербайджану сократится, и она не сможет оказывать военную помощь в случае начала каких-то конфликтов, например, с Арменией, когда Иран может выступить на стороне Еревана.
Возможно такое, что Турция попросит у Азербайджана помощи – союз есть союз. Если ситуация обострится, то это скажется отрицательно на Турции, а косвенно и на Азербайджане. Если все будет под контролем, то на Азербайджане никак не скажется.
О положении Израиля
Израиль обеспокоен, поскольку Турция проявляет большую враждебность по отношению к нему. Если полностью подконтрольные Турции силы окажутся на территории, которая граничит с Израилем, то он, конечно, будет недоволен. Это будет большая опасность. Получается, как говорится, что поменяли шило на мыло – ушли враждебные иранцы, но пришли враждебные турки.
Кроме того, часть исламистов враждебна настроена по отношению к Израилю. С другой стороны, у Израиля есть возможность создать на приграничной к нему территории дружественный режим, автономию, буферную зону, что сделал Эрдоган на Севере Сирии, когда создал буферную зону, которая отделяла его от враждебных курдов. Тут просматривается вариант с сирийскими черкесами. Черкесы живут в Израиле, служат в армии и они очень лояльны к израильской власти, полноправные члены общества, занимают важные посты в государстве. Возможно создание буферной зоны, поскольку черкесы в свое время жили на сирийской части Голанских высот.
О положении Ирана
Что касается Ирана, то это, конечно же, тяжелейшее поражение. Вся мечта о создании шиитского пояса от Ирана до Средиземного моря разрушена, «Хезболла» практически уничтожена, дружественный режим пал. Сирийская оппозиция, конечно, напомнит Ирану о его роли в поддержке режима Асада. Уже было взято штурмом иранское посольство в Дамаске, разрушаются иранские символы, так что, возможно, что режим, который установится в Сирии, будет крайне враждебным к Ирану.
Кстати, то, что мечте аятолл о создании единого шиитского пространства нанесен серьезный удар, хорошо для Азербайджана, потому что до правления Асада единственный населенный этническими шиитами регион, который не был под контролем Тегерана, — это Азербайджан. Этим и объясняется враждебность Ирана к Азербайджану. Сейчас давление на Азербайджан будет ослаблено.
Алла Зейдуллаева