KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Türkiye
  4. »
  5. Денис Коркодинов: Возможно ли турецко-сирийское сближение?

Денис Коркодинов: Возможно ли турецко-сирийское сближение?

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 7 dk okuma süresi
401 0

На волне катастрофического воздействия пандемии COVID-19 и неутихающего экономического кризиса Анкара преследует цель кардинальным образом изменить свою политику в отношении соседних стран. Возвращение к практике “отсутствия проблем”, прежде всего, с монархиями Персидского залива и Европейским союзом, по замыслу турецкого руководства, призвано ускорить реализацию проектов регионального сотрудничества, что позволит Анкаре существенно укрепить своё влияние на мировой арене.

Судя по всему, только по этой причине Турция начала стремительно менять своё отношение к режиму Башара Асада в Сирии. Косвенным подтверждением этого являются более сдержанные заявления Реджепа Эрдогана в адрес официального Дамаска, тогда как ещё совсем недавно антисирийская риторика турецкого лидера была крайне агрессивной. Сейчас же даже Народно-республиканская партия Турции и партия “Родина”, придерживающаяся левых взглядов, всерьёз рассматривает необходимость нормализации диалога с сирийским режимом, особенно после очередного переизбрания Башара Асада на пост главы государства.

Ситуация с сирийским выборами особенно примечательна в том плане, что она подтвердила неизбежность взаимодействия мирового сообщества, в целом, и Турции, в частности, с Башаром Асадом, как минимум, в период ближайших 7 лет. Башар Асад, несмотря на прописываемые ему демонические черты, всё-таки пользуется поддержкой большинства сирийцев. Из этого следует, что если турки намерены и дальше сохранять своё влияние на Сирию, им придётся взаимодействовать с Дамаском хотя бы в том, чтобы добиться от него невмешательства в турецкие дела.

Оппозиционные партии Турции первыми осознали необходимость пересмотра отношений с сирийским режимом. В этих условиях Реджеп Эрдоган, опасаясь роста внутриполитической напряжённости, вынужден признать оправданным мнение своих оппонентов и согласиться на нормализацию отношений с Дамаском.

Анкара уже предпринимала попытки организовать с сирийским режимом переговорный процесс, осуществляемый по тайным дипломатическим каналам. Эти переговоры сопровождались неоднократными встречами представителей ближайшего окружения Реджепа Эрдогана и Башара Асада в целях обсуждения потенциальных сфер взаимовыгодного сотрудничества. К тому же, совсем недавно заместитель председателя партии “Справедливость и развитие” Мустафа Шан косвенно подтвердил проведение подготовительных работ в рамках турецко-сирийского сближения. В частности, он отметил, что народы двух стран являются “братьями”, выступают членами “одной семьи”, вследствие чего им просто суждено развиваться вместе и во всём друг друга поддерживать.

Заявление Мустафы Шана, безусловно, послужило поводом для различного рода слухов о том, что Анкара и Дамаск готовятся заключить договор о сотрудничестве и партнёрстве по целому спектру вопросов, среди которых главное место занимают обеспечение региональной безопасности, гуманитарная помощь и энергетика.

Стремления Турции по нормализации отношений с режимом Башара Асада продиктованы необходимостью в реабилитации политики “ноль проблем с соседями”, что позволит сосредоточить основное внимание государства на решении внутренних задач, прежде всего, в сфере сдерживания политики ценообразования на жизненно важные продовольственные товары и нейтрализации зарождающихся очагов социального протеста. Кроме того, необходимость возобновления диалога с Дамаском возникла после того, как большинство турецких наблюдательный пунктов, размещённых в провинции Идлиб, оказались под контролем сирийских правительственных сил. Анкара в настоящее время не располагает финансовой возможностью организовывать новую военную операцию на укреплению своего влияния на севере Сирии. При этом Вашингтон тоже не горит желанием сдерживать сирийский режим и требовать от него не оказывать сопротивления туркам. Кроме того, после очередных президентских выборов Башару Асаду чрезвычайно важно продемонстрировать собственным избирателям и международным партнёрам то, что он может самостоятельно решать свои проблемы во взаимоотношениях с соседями. В этой связи Анкаре гораздо выгоднее идти на сближение с Дамаском, чем начинать с ним очередную конфронтацию.

В свою очередь, Москва и Тегеран намерены сыграть ведущую роль в турецко-сирийском сближении. По крайней мере, это позволит им, как минимум, защитить собственные интересы в Сирии и, как максимум, гарантируют использование инструментов “мягкой силы” в отношениях между Анкарой и Дамаском.

Турки подтверждают то, что они систематически контактируют с представителями сирийского режима по дипломатическим и разведывательным каналам. Кроме того, Анкара явно демонстрирует неудовлетворённость тем, что такие контакты осуществляются, как правило, на низовом уровне, что ограничивает сотрудничество между странами рамками “теневых соглашений”. Между тем, для реализации полномасштабных региональных проектов в сфере безопасности и обороны необходимо, чтобы отношения между странами развивались открыто и официально.

Учитывая то, что Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ возобновили отношения с режимом Башара Асада, Реджепу Эрдогану становится крайне неудобно оставаться в стороне от стран региона. В конце концов, это дело не только международного престижа Турции, но и инструмент дипломатического влияния на ближневосточную сцену. К тому же, нормализация отношений между Анкарой и Дамаском продиктовано не столько эмоциями, сколько интересами стран, которые уже устали от взаимной вражды.
Денис Коркодинов

İlgili Yazılar

Bir yanıt yazın

E-posta adresiniz yayınlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir