Путин и Асад поддерживают терроризм «Хезболлы» – эксперт
На днях в Израиле прошла конференция, организованная Институтом исследования проблем национальной безопасности страны. Во время своих выступлений на ней начальник Генштаба и министр обороны Израиля сошлись во мнении, что главным врагом еврейского государства является даже не ДАИШ, а Иран, а главной угрозой на данный момент является его попытка закрепиться в Сирии в союзе с «Хезболлой».
Как сообщил политолог, раввин, президент Института восточного партнерства (Иерусалим) Авраам Шмулевич, «Хезболла» в течение последних десятилетий построила с помощью Ирана очень эффективную структуру, и имеет на вооружении до ста тысяч ракет. Она является одним из официальных подразделений армии Ирана, и, по мнению аналитика, одна из главных причин, по которым Иран поддерживает Башара Асада – это недопущение разрыва связи между ним и «Хезболлой», которая сейчас осуществляется через территорию Сирии при полном попустительстве официальных властей.
«Иран силой установил свою гегемонию в шиитском мире, и теперь стремится создать шиитский пояс стран под своим протекторатом от Персидского залива до Средиземного моря», – заявил политолог.
В том же, что касается российского-иранского альянса, мнения различных экспертов расходятся. Так, аналитики из белорусскогоЦентра стратегических и внешнеполитических исследованийсчитают, что Москва не столько сотрудничает с Тегераном, сколько провоцирует нестабильность на всем Ближнем Востоке, и в этом стремлении готова поддержать всех участников конфликта. Однако Авраам Шмулевич считает иначе.
«Во-первых, мы не видим никаких реальных шагов со стороны России по содействию замены Башара Асада на какую-то более приемлемую на Западе фигуру. Конечно, Асад не является «священной коровой», но даже если Россия согласится его менять, то лишь при сохранении полностью устраивающего ее режима. Как справедливо заявило руководство Турции, Россия планирует создать марионеточное алавитское государство в провинции Латакия, которое было бы полностью лояльно и Ирану, и «Хезболле». При этом все это время Москва является и военным, и экономическим союзником Ирана. Недавно Кремль выделил Тегерану кредит в пять миллиардов долларов, а по поступающим сейчас сведениям, российские офицеры сотрудничают именно с «Хезболлой», поставляя ей оружие. Российская авиация координирует свои вылеты непосредственно с боевиками «Хезболлы», российские инструкторы обучают ее членов, то есть, можно сказать, у них уже образовалось своеобразное «боевое братство», – сообщает раввин.
К слову, буквально в ноябре прошлого года спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку Михаил Богданов заявил, что Россия не считает и не намерена считать ХАМАС и «Хезболлу» террористическими организациями», а недавно бывший командующий Галилейским корпусом ЦАХАЛа, бригадный генерал Мони Кац в статье для сайта Вашингтонского института изучения Ближнего Востока написал, что Ливанская группировка «Хезболлы» значительно усилила свои наступательные возможности в результате совместных действий с россиянами в Сирии.
По словам Авраама Шмулевича, иранские войска, ХАМАС, «Хезболла» и войска Башара Асада действуют в тесном союзе между собой, а Россия активно поддерживает этот союз, руководствуясь при этом зачастую не самыми логичными мотивами.
«Нужно понимать, что Россия – довольно иррациональная страна. Нормальное государство стремится к экономическому благополучию и процветанию своих граждан, но у диктаторских режимов иная логика. Я допускаю, что Путину и его последователям действительно может нравиться сам тот факт, что их самолеты каждый день где-то убивают людей. Ведение боевых действий за пределами своей территории такие люди воспринимают как признак великой державы. К тому же Путин, похоже, действительно верит в противостояние с Америкой, и не может допустить, чтобы куда-то, где теоретически могут быть его войска, вошли американцы. Однако это совершенно не исключает и финансовый интерес. Известно, что еще в 90-е арабы платили за такое сотрудничество очень хорошие деньги, в том числе напрямую отдельным депутатам Госдумы. Сюда же относятся к откаты, которые можно получить от военных сделок с Ираном», – напоминает эксперт.
Суммируя все перечисленное, Шмулевич указывает, что «воздушный зонтик», предоставляемый Россией «Хезболле», поставки оружия и инструкторов, поддержка авиацией и т.д. значительно усиливают арабских террористов.
«На данный момент, фактически, организована шиитская коалиция. Шииты Афганистана, Ирана, Йемена, Ливана и Сирии (Башара Асада) составляют единый фронт, с которому присоединилась и Россия. Пока она не является главным его участником, но, я думаю, Иран сделает все возможное, чтобы вовлеченность России в эту войну только возрастала. Если это произойдет, такое вовлечение неизбежно приведет к ухудшению отношений России с Израилем, для которого усиливающаяся «шиитская ось» воспринимается как прямая угроза безопасности», – заключил раввин.
При этом многие аналитики, в первую очередь украинские, отмечают, что состоявшееся 16 января снятие с Ирана всех международных санкций в обмен на отказ от развития ядерной программы стало, скорее, положительной новостью для Украины, поскольку приведет к дальнейшему перенасыщению нефтяного рынка и падению цен на нефть, что еще больше ослабит позиции страны-агрессора.
Однако, по мнению Авраама Шмулевича, негативных последствий от такого решения может стать больше, чем это кажется на первый взгляд.
«Я не верю, что ядерная программа Ирана будет свернута. Тегеран мог приостановить ее, поскольку нуждался в деньгах на ее развитие. Теперь, после снятия санкций, он получит доступ к примерно 50 миллиардам долларов, которые были заморожены на его счетах, к различным кредитным программам и к современному вооружению. После этого Иран «накачает мускулы» и вернется к своей ядерной программе. Цены на нефть падали все последние полтора года, и она достигла отметки 30 долларов за баррель еще до снятия санкций с Ирана, равно как и экономика России уже находится в состоянии глубокого кризиса. При этом Путин собственными руками разрушил рынок российского газа. На этом фоне я не вижу логики в снятии санкций, что влечет за собой при этом очень серьезные риски появления в будущем ядерного оружия у Ирана и нестабильность на Ближнем Востоке», – предостерегает эксперт.