KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Gündem
  4. »
  5. Северный Кавказ хочет выбирать

Северный Кавказ хочет выбирать

Hasan Oktay Hasan Oktay - - 15 dk okuma süresi
422 0

Часто индикатором российских проблем является ситуация на Северном Кавказе. Северный Кавказ – это тоже Россия, как бы там ни спорили политики в Москве, говоря о каких-то мифических «культурных кодах». Более того, этот регион с точки зрения проблемных моментов – это Россия, но через лупу. То есть те проблемы, которые существуют по всей стране, здесь имеют обыкновение облачаться в абсолютно беспардонную открытую форму, что не заметить их сложно.

Местные чиновники не особо стараются завуалировать их, они чувствуют себя феодалами, кем они, собственно, и являются. Иногда роль абсолютного зла тут выполняют кланы, которые волей других кланов временно оказались в роли оппозиции. Правда, к народу они имеют такое же отношение, как и те, кто обыграл их в политической «игре» и оказался у власти. На самом деле ни первые, ни вторые к народу не имеют никакого отношения, они привыкли обращаться к нему лишь тогда, когда представители соперничающего клана слишком сильно шатают кресло под ними.

Такая ситуация актуальна прежде всего для самых многонациональных республик Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Дагестан.

На предстоящие выборы обычные граждане в этих республиках смотрят как на возможность что-то изменить в этой круговой поруке. Именно поэтому особое внимание привлекают два кандидата, которые не представляют какую-либо партию, а являются самовыдвиженцами.

«Не пущать» любыми путями

Довольно интересная ситуация сложилась в Карачаево-Черкесии. Тут до выборов решили не ждать, видимо, беспардонность достигла своего пика. Независимого кандидата, который имел наглость нарушить планы местной феодальной рати на расстановку фигур на шахматной доске, решили не пускать во власть любыми путями.

Алий Тоторкулов вряд ли нуждается в представлении для читателей КАВПОЛИТа, его конкретные дела известны далеко за пределами одноименного региона.

Что касается самой Карачаево-Черкесской Республики, то тут его авторитет и поддержка среди населения ковались на протяжении долгих лет путем реализации огромного количества очень нужных проектов. Кстати, в том числе по части этнокультурного развития народов этой республики.

Откровенно говоря, эти проекты должны были быть реализованы не им, а властями региона.

твитнуть цитатуотправить в vkontakteШестая часть граждан, обладающая избирательным правом, еще до выборов проголосовала за Алия Тоторкулова
Высокий уровень поддержки Алия Тоторкулова подтверждается еще и тем, что за 16 дней он собрал 50 тысяч подписей в поддержку своей кандидатуры, а 2 августа предоставил 9704 подписи, чтобы его признали официальным кандидатом в депутаты.

К слову, только семь из этих подписей были забракованы местным избиркомом. Все необходимые документы были предоставлены Тоторкуловым в избирком КЧР 7 июля.

50 тысяч подписей – это впечатляющая цифра, ведь речь о маленькой республике, где всего лишь чуть больше 300 тысяч избирателей. Шестая часть граждан, обладающая избирательным правом, еще до выборов проголосовала за Алия Тоторкулова. Можно себе представить, что будет, если его все-таки допустят до выборов.

Переводя на язык мышления местной власти – это является не просто угрозой запланированной повестке дня, но и реальной конкуренцией региональной власти. В какой-то степени альтернативой в случае чего. Это ведь затем могут заметить и в Москве, где весьма обеспокоены состоянием межэтнических отношений в КЧР.

Напомним, совсем недавно руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов в СМИ недвусмысленно выразил обеспокоенность ситуацией с самочувствием определенной этнической группы в регионе.

Между тем вокруг регистрации Тоторкулова кандидатом в депутаты развернулась самая настоящая война. Причем его команде в этой войне приходилось лишь обороняться, часто от использования «запрещенного оружия» и неспортивных приемов со стороны тех, кто, вероятно, решил «не пущать» любыми способами.

твитнуть цитатуотправить в vkontakteМожет показаться, что руководство КЧР возомнило себя земельными властями как минимум Баварии
И даже настоятельным рекомендациям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 11 августа региональная структура не подчинилась. Так и хочется сказать, что хоть в чем-то кавказская республика проявила себя как субъект Федерации, а то все привыкли, что в регионах живут по указке Москвы. Неважно, что это был не тот случай, и что сделано это было не именем федеративных отношений, а скорее ради сохранения феодального порядка в вопросе борьбы за власть.

Местный Избирком настолько заигрался в этой непонятной возне, что уже дважды саботировал рекомендации Центризбиркома Российской Федерации. Неосведомленным может показаться, что руководство КЧР возомнило себя земельными властями как минимум Баварии, славящимися независимым, порой даже с точки зрения Берлина, склочным характером. Но феодализм – не федерализм.

Команда Алия Тоторкулова в этой ситуации вынуждена заниматься судебными тяжбами вместо избирательной кампании. В свою очередь, в этой бюрократической системе легко сделать так, чтобы все растянулось до окончания выборов. До них осталась всего неделя. Но чем ответят избиратели на такую пощечину, покажет время, причем ближайшее.

Дагестанская неправда

Еще одним народным кандидатом на этих выборах безусловно является самовыдвиженец по Северному одномандатному округу Республики Дагестан Залимхан Валиев. На данный момент, по признанию представителей его штаба, они не ощущают какого-либо сильного давления со стороны республиканских властей. Однако тут схема борьбы пока еще немного иная.

Кланы (будь то те, что у власти или в оппозиции) имеют свое видение на расстановку сил по результатам выборов. В этом смысле Залимхан Валиев выглядит как нежелательная фигура, которая может сорвать чьи-то планы.

У этого кандидата явно нет многомиллионного состояния, в СМИ он мелькает с 2012 года как общественник, который бросил вызов коррумпированным кланам. Именно в местечке Караман кланы его испытывали на прочность. КАВПОЛИТ активно следит за «караманскими событиями» и уже несколько материалов посвятил борьбе кланов, в том числе с Залимханом Валиевым.

Попытки оказать давление в виде задержаний, подтягивания внушительного количества омона не возымели эффекта, поэтому препятствовать регистрации этого кандидата было бы самым неразумным решением властей. Вероятно, тут прибегли к другой схеме, менее очевидной с точки зрения оказания влияния на выборный процесс.

твитнуть цитатуотправить в vkontakteИнтересно то, что газета «Дагестанская правда» отказалась публиковать материал Залимхана Валиева
Понятно, что основным электоратом Залимхана Валиева будут кумыки, которых в Северном одномандатном округе довольно много. Не будем утверждать, что властями (но определенно кланами) проводится попытка разделения кумыкского электората путем регистрации в качестве кандидатов именно с этого округа практически всех кумыков, которые участвуют в этих выборах. Таким образом, Залимхан Валиев должен потерять часть кумыкских голосов.

Между тем эти политтехнологи не учли другого: Залимхан Валиев получит голоса не только кумыков, но и всех тех, кому надоело жить по правилам коррумпированных кланов.

А в Дагестане, в частности, в Северном одномандатном округе, таковых немало, если не большинство. Люди устали от произвола властей, от персонажей, которые идут во власть, чтобы сколотить капитал.

Обычные жители Дагестана не хотят жить в условиях тотальной коррупции, когда получение какой-либо медицинской справки, учеба в университете или оформление необходимых документов для регистрации земельного участка превращается в бесконечный порочный круг, пока не заплатишь по «счетам», то есть не дашь взятку.

Одни и те же лица в качестве представителей народа во власти, сменяющие друг друга одинаковые фамилии, где имена превращаются в отчества, вызывают уже отторжение у всех, не только у кумыков. Вероятно, именно этот факт стал настораживать власть. Ведь протестное голосование может изменить расклад в повестке дня.

В этой связи интересно то, что газета «Дагестанская правда» отказалась публиковать материал Залимхана Валиева, в котором он намеревался донести до потенциального электората свое видение ситуации в республике. От и.о. руководителя «Дагестанской правды» Т. Мусаидова он получил письмо со странным требованием, если не сказать с предвзятым отношением. Чтобы стало понятно, о чем речь, приводим текст письма в полном виде.

Не знаю, где проживает и.о. руководителя «Дагестанской правды» Мусаидов, но даже нам, людям, не живущим на Марсе, очевидно, что в республике есть проблема, связанная с несоблюдением прав человека. Последние четыре года активной общественной деятельности Залимхана Валиева и есть доказательство всем его словам.

Неужели господин Мусаидов не в курсе, что Залимхана Валиева и его соратников задерживали, что в Караман подтягивали такое количество ОМОНа, словно намеревались снять современную интерпретацию той самой исторической Караманской битвы?

Или, может, найдутся люди в Дагестане, которые не согласятся с тем, что главы администраций муниципальных образований оказывают влияние, а часто контролируют, процесс формирования депутатских советов сел и районов?

твитнуть цитатуотправить в vkontakteВалиев получит голоса не только кумыков, но и всех тех, кому надоело жить по правилам коррумпированных кланов
То, что «Дагестанская правда» является газетой, которая строит свою «пропаганду» в определенном ключе, не скрывает даже сайт издания. Собственно, там так и написано, что газета ведет свою «пропагандистскую политику».

Но если господин Мусаидов не готов говорить о дагестанской правде, о дагестанских реалиях, о проблемах народа, то зачем же он возглавляет, хотя и в качестве исполняющего обязанности руководителя, газету с таким пафосным названием?

Ключевые выборы

Каким бы ни был итог этих двух историй, именно они делают нынешние выборы интересными и важными. В обоих случаях происходят попытки не просто внести коррективы в повестку дня кланов, но и в какой-то степени расстроить их планы.

Если Алию Тоторкулову и Залимхану Валиеву удастся то, за что они борются, это станет по-настоящему важным сигналом того, что на Северном Кавказе что-то меняется к лучшему.

В этой связи предстоящие выборы станут ключевыми для всего региона и даже для самой Москвы, ведь за реакцией Кремля наблюдают и армии избирателей в двух самых многонациональных республиках Северного Кавказа, а также те, кто завтра пойдут путем этих двух людей, чтобы сделать политическую жизнь на Кавказе хотя бы приближенной к общероссийской.

Рамазан Алпаут
http://kavpolit.com

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir