KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Azerbaycan
  4. »
  5. Нагорный Карабах: молодых вдохновляют солдаты

Нагорный Карабах: молодых вдохновляют солдаты

Hasan Oktay Hasan Oktay - - 16 dk okuma süresi
455 0

…Этим солдатам ещё нет и 20 лет. Некоторые впервые побывали на войне минувшей весной когда в Нагорном Карабахе произошла самая жестокая вспышка насилия с 1994 года. В ходе апрельского конфликта, получившего название “4-дневной войны”, армия самопровозглашенной республики Нагорный Карабах и армия Азербайджана обвинили друг друга в провокациях. Итогом которых стали жертвы и разрушения с обеих сторон.

Взрывоопасный пояс

Арам Егорян, солдат: “Мы защищаем нашу родину, семьи и всех, кто живет на этой земле”.

Конфликт в регионе начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская область, населенная преимущественно армянами, провозгласила независимость от Азербайджана, в состав которого была включена в советский период. Шесть лет войны, 30 тысяч погибших – и вот в 1994 стороны подписывают перемирие. Армяне тогда получили под контроль не только сам Карабах, но и прилегающие к нему семь азербайджанских районов; они стали так называемым “поясом безопасности”, по внешней стороне которого сегодня проходит линия соприкосновения армий.

Журналистам “Еuronews”, приехавшим на съемки, не разрешили выходить за пределы траншей. На другой стороне, в сотне метров отсюда – военные Азербайджана. Несмотря на объявленное прекращение огня, солдаты стоят на посту днем ​​и ночью…

В дни апрельского конфликта армию Нагорного Карабаха поддержали многочисленные добровольцы из Армении. Солдаты говорят, что в любой момент готовы к наступлению азербайджанских сил.

Севак Сардарян, командующий артиллерии генштаба, северный фронт: “С момента прекращения огня в 1994 противник все время нарушает договоренности. Это они первыми начали в апреле. И нет гарантий, что не начнут снова. Теперь мы лучше подготовлены, и если что-то произойдет, наше сопротивление окажется мощным”.

Рядом с линией фронта находится армянское селение Талыш, оно оказалось в эпицентре боев в начале 90-х. Этой весной он вновь полностью разрушили. Всех жителей эвакуировали. Журналистам рассказали, что трое гражданских, которые отказывались выехать, погибли во время боев.
Гарик Оганян вернулся на место трагедии, чтобы показать руины своего дома: “Вот наш дом. Я тяжело работал на протяжении двадцати лет, чтобы построить его. Нас было девять, все мы жили в этом доме”.

Гарик поселился в соседнем селе у родителей жены вместе с матерью, женой и пятью детьми. Жить непросто, но возвращаться они бояться.

Амалия Оганян, мать Гарика: “Другой мой сын погиб в бою, за это мне платят пенсию. У меня остался один сын, а у него пятеро детей. Как нам теперь жить? У нас нет ни дома, ни работы. И мы вынуждены оставаться здесь!”

Гарик Оганян: “Когда мы впервые бежали из села в 1992 году (да и сейчас тоже), мы знали, что война начнется снова. Здесь всегда стреляют. Сейчас мы хотим одного: чтобы этот конфликт разрешился мирно”.

15 километров на самолете
Съемочная группа пытается попасть на другую сторону линии соприкосновения, в Азербайджан. Напрямую проехать туда невозможно, сообщение между Нагорным Карабахом и Азербайджаном прервано.

Поселок Талыш и район Тертер, где назначена встреча с азербайджанскими военными, находятся друг от друга в 15 километрах. Но журналисты едут в обход: сначала на машине в Ереван, столицу Армении,оттуда – в Грузию, а уже оттуда в Баку, столицу Азербайджана.
Потом – еще один долгий путь на машине в сторону линии соприкосновения.
И вот, наконец, место съемки. С вершины этого холма, взятого во время весенних событий у армян, прекрасно видно село Талыш.

Азербайджанская армия обвиняет противника в нарушении договоренностей о прекращении огня во время последних столкновений.

Вален Раджабов, полковник азербайджанской армии: “Именно из-за этого и возобновились бои в апреле! Враг устраивал провокации. В ответ наша армия открыла огонь, отразила атаку. Наша армия – профессиональна, компетентна и сильна Как всегда говорит наш командир:“Мы не сдадим врагу ни одного клочка наших территорий- никогда “.

Ближайший азербайджанский поселок: во время боев здесь обошлось без жертв среди мирных жителей, но разрушения были существенные. Многое уже удалось восстановить – государство частично финансирует работы.

В советские времена жители этого азербайджанского села и армянского поселка Талыш общались. Фундаменты некоторых местных домов были десятилетия назад заложены армянами, но сегодня общины обижены друг на друга.

Насреддин Мустафаев, житель азербайджанского поселка Тапкаракоюнлу: “Наш источник воды находится на армянской стороне. Мы ходим за водой ночью, чтобы они не видели нас. Не раз во время таких вылазок гибли люди”.

Как и в селе Талыш, местные жители здесь боятся нового витка насилия

Фаиг Мустафаев, житель азербайджанского поселка Тапкаракоюнлу: “Война остается единственным решением карабахской проблемы – до тех пор, пока армяне не пойдут а компромисс. Мы должны освободить нашу землю в боях. По мне, другого выхода просто нет”.

Посредникам не хватает воли

Апрельские бои в регионе дали новый импульс переговорам Минской группы стран-членов ОБСЕ, которые сообща ищут пути мирного урегулирования Карабахского конфликта. Посредники отмечают, что мирные сценарииесть, не хватает лишь политической воли властей вовлеченных в конфликт сторон.

Самопровозглашенная республика Нагорный Карабах остается непризнанной мировым сообществом ( в том числе на данный момент и Армений). Также не признаны ее госучреждения,институты власти, расположенные в городе Степанакерт.

Карен Мирзоян, глава МИД Нагорно-Карабахской Республики: “Мы считаем : надо вернуть Нагорный Карабах в повестку переговоров. Уже дважды, в 1991-м и в 2006-м, наш народ голосовал за независимость. Решение народа Нагорного Карабаха, результаты голосования – все это нужно принимать во внимание. Именно это должно лечь в основу любых дальнейших соглашений”.

Конспиративные заготовки

Факт непризнания Нагорного Карабаха самостоятельной международной единицей усложняет экономическое функционирование этого небольшого анклава. Сюда сложно привлечь инвесторов. Карабах получает финансовую поддержку Еревана и армянской диаспоры. Агросектор остается главным кормильцем этого плодородного региона.

Наш канал встретился с ведущим перерабатывающим предприятием Нагорного Карабаха. 85% продукции компании идет на экспорт. Чтобы обойти барьеры, местные предприятия выходят на международный рынок в партнерстве с армянскими фирмами.

Армен Цатурян, директор компании “Artsah Fruit”: “Поскольку Карабах не признают, мы не можем экспортировать нашу продукцию напрямую. Мы вынуждены искать партнеров, через которых получится осуществлять поставки на международный рынок”.

Куда именно поставляется продукция?

Армен Цатурян: “Нет, лучше я не буду говорить об этом. По политическим мотивам и ради интересов наших торговых партнеров”.

Страны-импортеры официально не признают Нагорный Карабах. На этикетках указан армянская адрес. Но название предприятия позволяет догадаться о происхождении продукции…

На то, что его земля однажды выйдет из тени, надеется и Карен Матевосян. С женой и маленьким сыном он бежал в Карабах от погромов армян в азербайджанском Сумгаите в 1988 году.

Карен Матевосян, житель Степанакерта: “Там на самом деле было ужасно, потому что людей сжигали заживо, женщин насиловали, даже детей насиловали. Мы прожили 3 дня в Сумгаите, и даже моему врагу я бы ни пожелал такого”.

Карен и его жена не хотят уезжать из Нагорного Карабаха. Они говорят, что их родина теперь здесь. Им было страшно, когда в апреле сына забрали на фронт. Карен Матевосян: “Как по мне, единственным правильным вариантом решения является признание со стороны Азербайджана нашей независимости. Пусть они скажут: “Живите вы себе!” Через некоторое время мы все равно сблизимся как два отдельных государства. Но так, как сейчас, это может продолжаться и 100, и 200 лет. и всегда будет напряжение, всегда будет недоразумение. Признание – это единственный выход”.

Вернуть свое

Официальный Азербайджан после апрельской войны подтвердил,ч то выступает за сохранение совей территориальной целостности и не признает независимости Нагорного Карабаха. Посредники надеются, что мирное решение конфликта возможно. Как вариант, сторонам предлагается обсудить план о возвращение части территории под контроль Азербайджана в обмен на статус Нагорного Карабаха. Баку добивается создания условий для возвращения своих беженцев.

Ровшан Рзаев, депутат парламента Азербайджана:

“В интересах Азербайджана вернуть свои незаконно захваченные территории через мирные переговоры. 20% территорий Азербайджана сегодня оккупированы. Очевидно, что независимый Азербайджан никогда не смирится с этой оккупацией. Нам нужно вернуть эти районы”.

Село Кузанлы в Агдамском районе… Эта территория граничит с Нагорным Карабахом, в 1993 году она перешла под контроль непризнанной республики, войдя в состав уже упоминавшегося внешнего пояса Нагорного Карабаха.

Азербайджан сохранил контроль над четвертью Агдамского района. Сегодня там живут около 50 тысяч азербайджанцев, покинувших Карабах, и это примерно – половина местного населения.
Уровень безработицы здесь зашкаливает, особенно среди беженцев, которые зависят от помощи государства.

Ага Зейналов, вице-председатель Агдамского района: “У нас нет заводов, местной промышленности, ведь здесь – зона риска. Ни одна компания не захочет инвестировать сюда”.

Эльдар Ахмедов с женой вырастили в этом селе детей. Родной дом они вынужденно покинули в 1993 году. И с тех мечтают о возращении. Два года назад семья потерял старшего сына, он погиб в бою

Эльдар Ахмедов, житель села Кузанлы: “Если наши земли освободят, то гибель солдат будет оправданной. Наша земля пропитана кровью мучеников. Если территории будут освобождены, освободятся и их души. Это будет значить, что они погибли не напрасно”.
Мазали Ахмедова, жительница села Кузанлы: “Я только хочу, чтобы дети были живы и в безопасности”.

Война глазами молодых

И вновь Степанакерт. Местный центр молодежи ставит целью расширить мировоззрение подростков, открыть им окно в мире. Здесь прекрасное оборудование, много кружков, компетентный персонал.

Наш собеседник, Самвел, потерял дядю во время вооруженных столкновений. Это вдохновило его на первый творческий проект – организацию фотовыставки о жизни армянских солдат на линии фронта.
Самвел Саргсян: “Я хотел, чтобы глядя на фотографии, посетители выставки видели нашу силу и дух. Чтобы они осознали: наши солдаты всегда готовы. Я хотел показать лишь положительные стороны, не демонстрировать негатив. Я -то плохое видел, но показывать другим не хочу”.

По обе стороны линии соприкосновения дети и подростки растут в атмосфере постоянной готовности к войне. В Кузанлы молодежь провела футбольный матч в память о погибшем в бою командире. Азербайджанские солдаты играют против гражданских из поселения беженцев.
К такому соседству здесь привыкли…
Шунасиб Едилли, житель Кузанлы: “Нам все время нужны солдаты. Без них здесь невозможно жить спокойно. Я уверен, что наши земли освободят. Наши военные нас всегда защитят, они всегда рядом. Они – наша гордость. Всегда готовы охранять”.
http://ru.euronews.com/2016/09/16/nagorno-karabakh-a-time-bomb-in-the-caucasus

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir