События и процессы, которые происходят в Турции, сразу после неудачной попытки военного переворота, весьма неоднозначно воспринимаются как в мире, так и в самой Турции. С просьбой прокомментировать эти процессы мы обратились к Востоковеду-тюркологу, эксперту Кавказского геополитического клуба Юрию Мавашеву.
Как вы считаете что на данный момент происходит в Турции?
Происходящее можно охарактеризовать очень ёмко- «Антикемалистская революция». На наших глазах происходит демонтаж не только силовых, но и общественно-политических институтов светской республики. Не говоря уже о подрыве гуманитарной сферы. Достаточно сказать, что в Турции уже закрыто более 2 тыс. школ, вузов, общественных организации и медучреждений. Власти страны настойчиво убеждают мировое сообщество в правомерности и соразмерности своих действий. В России со стороны представителей турецких научно-исследовательских кругов, близких к правительству- имеет место вброс пропагандистской информации, содержащей «правильные» оценки и трактовки. Поиск врагов или «охота не ведьм» настолько далеко заводит Анкару, что ревизии начинает подвергаться международное гуманитарное право, имея в виду дискуссии о скорейшем введении смертной казни. Всё это происходит на фоне запрета инакомыслящим высказывать свою точку зрения на всех публичных площадках, до которых могут дотянуться турецкие силовики и прокуратура. Власти заявили о намерении закрыть 131 СМИ, которые лишь подозреваются в сотрудничестве с известным исламским богословом и общественным деятелем Фетхуллахом Гюленом, которого власти страны подозревают в предательстве. Так Министр юстиции Турции Бекир Боздаг заявил, что в отношении тех граждан, которые высказывают любую альтернативную государственной точку зрения в соцсесетях относительно переворота в стране прокуратура начала расследование.
Таким образом, государственная риторика, касающаяся сорвавшегося переворота не является темой для дискуссий. Доказательств и деталей, по их мнению, вполне достаточно, а новых подробностей не требуются. Важно подчеркнуть, что эти процессы соседствуют с мифологизацией общественного сознания, если угодно. На поверхность всплывают «джинны, оказывающие воздействие на турецких политиков», однодолларовые купюры, как «символы аффиллированности задержанного с фигурой Фетхуллаха Гюлена. Венчает эту «конструкцию» т.н. «высший разум» (тур. üst akıl), являющийся, по убеждению турецких властей, сосредоточением мирового зла…
Несомненно, что право каждого государства и народа, в нём проживающего верить и разделять те представления, которые они считают наиболее близкими для себя в данный отрезок исторического времени. Вместе с тем, важно при этом не забывать печальный опыт XX столетия: мистификация-это всегда кратчайшая дорога к тоталитаризму.