наступлением последней недели срока, на который распространяется решение России о приостановке рейсов в Турцию, в обеих странах туристическая отрасль пытается найти ответ на вопрос: продлится ли запрет?
Москва, сославшись на рост числа случаев коронавируса, приостановила рейсы в Турцию с 15 апреля по 1 июня. На прошлой неделе Россию посетили официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын (İbrahim Kalın) и министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой (Mehmet Nuri Ersoy). Появившиеся в российских СМИ сообщения о продлении запрета до 30 июня официально не подтверждены, и Россия пока не делала никаких заявлений по этому поводу.
По мере приближения 1 июня российские туристические круги также стали думать о том, что решение о запрете на самом деле было политическим. Представитель Ассоциации туроператоров России (АТОР), побеседовавший с «Медья гюнлюю» (Medya Günlüğü), отметил: «Откровенно говоря, очень сложно предсказать, когда откроется Турция. В любой момент может произойти все, что угодно. Мы надеемся. В России многие представители туротрасли полагают, что решение политическое, поэтому я и говорю, что может быть все, что угодно».
Российский политический эксперт, пожелавший остаться неизвестным, сказал: «В апреле перед визитом президента Украины Владимира Зеленского в Турцию Россия заявила, что в ближайшее время будет принято решение о возможной приостановке авиасообщения. На самом деле это был сигнал турецкой стороне. Однако в ходе визита Зеленского прозвучали неприятные для Москвы заявления. Украинский вопрос очень чувствителен для России».
В те дни в популярной политической дискуссионной программе «Место встречи» на российском телеканале НТВ известный ведущий Андрей Норкин открыто заявил: «Турцию за ее высказывания по Украине мы можем наказать российскими туристами».
Кроме того, опять же в те дни автор газеты «Коммерсантъ» Дмитрий Дризе написал: «Очень многие связывают такое развитие событий в туризме с политикой и говорят, что Эрдогана нужно наказать. Конечно, рейсы отменили не из-за опасности коронавируса. К слову, многие политики и общественные деятели призывают приостановить авиасообщение с Турцией. Эрдоган не хочет оставаться без гостей из России, о чем прямо сказал Путину, его страна не в лучшей экономической форме».
Хотя российские официальные лица настаивают на том, что решение не является политическим, обращает на себя внимание ужесточение тона сигналов Москвы в адрес Анкары в последние дни.
Например, на прошлой неделе официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова на еженедельном брифинге в ответ на заявление министерства иностранных дел Турции по Крыму отметила, что роль Анкары в качестве защитника прав этнических меньшинств представляется «сомнительной». «В Турции существуют неразрешенные проблемы, имеющие этническую, языковую и религиозную окраску, — сказала Захарова. — У нас есть масса вопросов, проблем, областей, где мы можем взаимодействовать с Анкарой, прилагая совместные усилия. У нас есть прекрасный опыт такого взаимодействия. Давайте его использовать и не заниматься подобными вещами».
Наконец, министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью изданию «Аргументы и факты» заявил: «Если говорить об украинских делах, то мы на всех уровнях настоятельно рекомендуем турецким коллегам тщательно проанализировать ситуацию и перестать подпитывать милитаристские настроения Украины».
А известный врач, профессор, доктор Александр Мясников, ведущий в том числе программы о здоровье на телевидении, часто на своей странице в социальных сетях подчеркивает, что приостановка авиасообщения с Турцией бессмысленна с точки зрения борьбы с коронавирусом.