Конгресс США опубликовал законопроект о новых санкциях против России. Его авторы — группа сенаторов от демократической и республиканской партий — предлагают ограничения, которые затронут российские банки и энергетические компании.
Из документа следует, что компаниям и физлицам США будут запрещены «все сделки с предоставлением финансирования и другие деловые отношения сроком дольше, чем на 14 дней». Сейчас американским компаниям запрещается выдавать российской стороне кредиты более чем на 90 дней. В первую очередь это касается банков, находящихся под санкциями.
Также предлагается ограничить сроки финансирования российских энергетиков, находящихся под санкциями, до 30 дней. Кроме того, согласно одному из пунктов, «президент США может наложить санкции на тех лиц, которые, по его мнению, инвестируют средства, а также продают, сдают в аренду или предоставляют Российской Федерации товары, услуги, технологии, информацию или поддержку» при строительстве трубопроводов для поставок энергоресурсов на экспорт.
Напомним: «российская поправка» будет внесена в законопроект о санкциях в отношении Ирана, который уже прошел процедурное голосование. Это сделано для экономии времени — тогда антироссийские санкции будут ужесточены в кратчайшие строки. Как сообщает агентство Reuters, принятие поправки также позволит ввести новые санкции против компаний, работающих в горнодобывающей, металлургической, логистической отраслях, а также в сфере железнодорожных перевозок.
Особенность нынешней инициативы в том, что Белый дом не сможет самостоятельно снять эти санкции — такой шаг потребует его рассмотрения в Конгрессе. Вначале президент США Дональд Трамп должен будет предоставить законодателям перечень лиц, с которых планируется снять санкции. Кроме того, должны быть предъявлены четкие доказательства того, что Россия изменила свой внешнеполитический курс, в частности, в отношении Украины и Сирии. Только после этого в течение 30 дней сенат и палата представителей должны будут высказать свое мнение посредством принятия резолюции.
Как сильно бьют новые санкции по России, чем мы можем ответить Америке?
— Законопроект появился в связи с атаками на Дональда Трампа, и подозрениями его в контактах с российскими официальными лицами в ходе президентской кампании, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В такой ситуации республиканское большинство в Конгрессе пытается разбавить эти обвинения встречными инициативами. Причем для России ситуация складывается сложная.
Надо понимать: законопроект не только объединяет все пять санкционных указов президента Барака Обамы в отношении РФ, которые были приняты в 2014—2016 годах. Он еще и добавляет новые санкционные нормы, и достаточно широкие. Однако самое для нас неприятное — что режим отмены и введения санкций выводится законопроектом из полномочий президента США, и передается в ведение Конгресса. Это означает, что новый санкционный пакет может — теоретически — просуществовать так же долго, как пресловутая поправка Джексона-Вэника (то есть, почти 40 лет).
Замечу, еще в феврале Госдепартамент США подготовил отчет об эффективности санкций в отношении России. Именно тогда американскими аналитиками был сделан вывод, что пять указов Обамы желаемого эффекта не принесли, и нанесли урон лишь отдельным российским компаниям. Этот отчет и дал основания сторонникам ужесточения санкций в Конгрессе начать планомерную атаку. Скандалы вокруг якобы имевших место контактов Трампа с Москвой лишь подлили масла в огонь.
«СП»: — Трамп подпишет законопроект?
— На 15 июня назначено окончательное голосование в Сенате, затем законопроект поступит на утверждение в палату представителей, затем ляжет на стол Трампу. И президент его либо подпишет, либо — нет. В последнем случае возможны два варианта: прямое президентское вето, или так называемое «карманное вето», когда процедура рассмотрения в палате представителей и Белом доме затягивается ровно до момента ухода Конгресса на летние каникулы. Тогда, по американскому законодательству, законопроект считается заветированным, и приходится начинать заново процедуру его внесения в Конгресс.
Американские аналитики считают, что события могут развиваться как раз по «карманному» сценарию.
Впрочем, вероятность такого развития событий сильно снижает тот факт, что санкции в отношении РФ идут как поправки к законопроекту об ужесточении санкций в отношении Ирана. Трампу придется либо «расцепить» эти два сюжета, либо объясняться с политическим истеблишментом США сразу по двум проблемам. Это обстоятельство основательно запутывает дело.
«СП»: — Насколько сильно санкции бьют по России?
— Новые санкции ощутимо расширяют список отраслей РФ, по которым наносится удар. Кроме того, они сильно сокращают сроки предоставления кредитов российским банкам. 14 дней — это сверхкороткий кредит, который можно использовать в лучшем случае для финансирования текущих операций. Это значимое для России ужесточение, которое придется компенсировать займами на других рынках.
Плюс — вводится запрет на новые инвестиции США и третьих стран в российские суверенные облигации. На сегодня для нас это не слишком критично, но отныне любые размещения госдолга на внешних рынках придется проводить с большей осторожностью. Наконец, вводится запрет на участие в приватизации российских активов, и ограничение инвестиций по отдельным проектам нефтегазового сектора.
И пока неясно, касается ли это компаний, действующих исключительно в американской юрисдикции, или запреты распространяются также на важнейших торговых партнеров США — ЕС и Китай.
Думаю, здесь Штатам предстоит еще серьезный торг. Причем Белый дом приложит все усилия, чтобы «замотать» законопроект. Благо, возможности для этого у Дональда Трампа имеются.
Андрей Полунин