Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий в своей стране тюремное наказание по целому ряду обвинений, решил вновь напомнить о себе. Ему удалось переправить из тюрьмы письмо в американское издание The Wall Street Journal, в котором он назвал себя «узником Путина» и предложил включить в западный список в случае следующего обмена заключенными между Россией и западными странами.
«Обмен заключенными 1 августа возродил мои надежды, что когда-нибудь настанет и мой черед вкусить свободу, — пишет экс-президент. – Я живу надеждой, потому что без нее у меня ничего нет».
Он также назвал ряд российских оппозиционеров, обменянных в результате «большой сделки» с Западом, своими друзьями. Странная какая-то ситуация, ведь Саакашвили осужден грузинскими властями и находится в заключении в Грузии, а не в России. Что это за трюк экс-президента Грузии? Об этом пишет обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Для начала напомним, что Саакашвили, у которого сейчас украинское, а не грузинское гражданство, находится в тбилисской клинике «Вивамеди» с мая 2023 года. Он был задержан вскоре после возвращения в Грузию в октябре 2021 года, где его обвиняли по нескольким уголовным делам. По двум из них ещё до возвращения в Грузию он был заочно приговорен к шести годам заключения. Сам Саакашвили утверждает, что дела против него «были сфабрикованы чуть ли не по заказу Путина», — отметил Тарасов.
Он обратил внимание, что странным образом экс-президенту удаётся из тюрьмы пересылать свои послания на Запад. Так он переслал письмо в Киев Владимиру Зеленскому, в котором назвал себя «личным узником» Путина, а свой арест — незаконным и благодарил его за поддержку. Потом было послание в лондонскую газету Times, в котором он уверял, что якобы, когда они впервые встретились с Путиным в Кремле в 2004 году, он « давал ему понять, что намеревается захватить Украину», и что «на него Путину донес бывший канцлер Германии Шредер».
Но главное, по словам Тарасова, было в том, что Саакашвили обвинял правящую партию «Грузинская мечта» в возвращении на орбиту Москвы», хотя, как пишет Times, «он не привел доказательств такого утверждения».
«И вот теперь обращение через The Wall Street Journal включить себя в список возможного следующего обмена заключенными между Россией и западными странами. Это – сознательный политический и где-то даже театральный ход. Саакашвили апеллирует не к Зеленскому, понимая, что тот не имеет международного влияния и авторитета. Он понимает, что поднять политический интерес к своей персоне накануне намеченных на 26 октября парламентских выборов в Грузии можно через «эксплуатацию» авторитета лидера России». Если представить на теоретическом уровне, что Москва пойдет на такую сделку, то у Саакашвили появится аргумент для обвинения правительства «Грузинской мечты» в негласной работе на Москву и Кремль», — пояснил политолог.
Обозреватель REX считает, что прав был пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, когда говорил, что «там, где Саакашвили, там – цирк». Но дело даже не в этом.
«Лидеров созданной Саакашвили главной грузинской оппозиционной партии «Единое национальное движение» экс-президент больше устраивает в положении нынешнего статус-кво, так как у них есть собственные политические планы и амбиции. Они готовы только использовать новый «узелок» экс-президента в собственных интересах: проводить пикеты протеста, выставлять какие-то политические требования, сохраняя Саакашвили в положении чемодана без ручки. Значит, ход Саакашвили – очередная попытка дестабилизации Грузии изнутри», — резюмировал Тарасов.