“Турция пока не достигла своих целей, поэтому она будет усиливать давление на Армению”, – заявил в интервью “ГА” академик НАН РА Рубен САФРАСТЯН.
– Рубен Арамович, как вы охарактеризуете ситуацию в регионе на сегодняшний день с учетом окончания войны на тех условиях, на которых она закончилась?
– Первое, что я должен отметить – это то, что российские миротворческие силы были дислоцированы на территории между Азербайджаном и тем, что осталось от Карабаха. То есть это совершенно новая ситуация в военно-стратегическом отношении, свидетельствующая об усилении роли России у нас в регионе. Фактически, российские вооруженные силы уже дислоцированы намного ближе к Баку, чем были до этого. Это, конечно, в военно-политическом, военно-стратегическом отношении говорит, повторюсь, об усилении российского фактора в регионе. Конечно, эта роль усиливается за счет дислокации вооруженных сил. Однако не надо забывать, что Россия взяла на себя роль посредника в этой последней войне, что также свидетельствует об усилении роли России в контексте ее политического присутствия. Также следует констатировать другой факт: учитывая те ресурсы, которые Турция бросила на эту агрессию против Арцаха, и полученные результаты, надо сказать, что Турция добилась все-таки не очень многого. Самого главного, чего она хотела, ей реализовать не удалось.
– Что именно?
– Турция хотела дислоцировать свои войска в качестве миротворческих сил наряду с Россией – это ей не удалось. Во-вторых, Турция не получила право осуществлять мониторинговые инспекции на территории Арцаха.
– Но ведь создан совместный российско-турецкий мониторинговый центр?
– Верно. Но здесь речь идет о мониторинге исключительно техническими средствами, с воздуха. То есть турецких военных на территории Арцаха не будет. Россия этого не допустила. Между тем, пусть и символически, но Турция получила возможность осуществлять технический мониторинг совместно с Россией, и это можно расценивать в какой-то степени как шаг к ее основной цели – взятия Южного Кавказа под свой контроль в целом. Небольшой, но шаг…
– По позорному для Армении соглашению, подписанному Николом Пашиняном, Азербайджан получает возможность строительства дороги через Мегри к Нахиджевану. Насколько велика будет в данном случае непосредственная угроза безопасности Армении?
– Перевозки по этой дороге будут осуществляться под надзором российских пограничников. Пойдя на этот шаг, допустив, чтобы Нахиджеван получил прямую коммуникацию в материковый Азербайджан, Россия все-таки сохранит за собой право контроля над тем, что там будут перевозить. С другой стороны, разблокирование этой дороги (Нахиджеван-Азербайджан), конечно, будет служить и стратегическим целям Турции. Не сейчас, но в будущем, по всей видимости, они предполагают, что удастся освободиться от контроля России…
– Тем более если учесть пункт соглашения о том, что через 5 лет Азербайджан может заявить об отказе от присутствия российских миротворцев…
– Полагаю, на это они и рассчитывают. И, конечно, в этом случае, Турция получит возможность напрямую не только сообщаться со своим младшим союзником Азербайджаном, но и возможность выйти Каспийскому морю – по такому раскладу, с точки зрения пантюркистских планов и с точки зрения контроля над энергоресурсами, она получает огромное преимущество в регионе.
– Как насчет прямой угрозу безопасности Армении? Уже сегодня поступает информация о том, что в Нахиджеван стянута крупная ударная турецкая группировка с задачей вторжения на территорию Армении, “прорубания” коридора в Азербайджан с оккупацией Сюникского района Армении.
– Все это я рассматриваю в общем контексте реализации пантюркистских целей. Не секрет, что Армения рассматривается пантюркистами как клин, вбитый между частями единой тюркской нации. И здесь наши возможности, если мы говорим именно о препятствии для осуществления глобальных пантюркистских целей, снижаются. Да, поступает тревожная информация, включая то, что Турция на границе с Арменией, в районе Игдира, скапливает войска и военно-транспортную авиацию. Думаю, это надо анализировать в фокусе усиления давления на Армению, в том числе военного. По итогам войны Турция пока не достигла своих целей, поэтому она будет усиливать давление на Армению. Мы всегда должны быть готовы агрессии, и, учитывая ситуацию, должны максимально углублять свой военно-политический и военно-стратегический союз с Россией.