Россия не встанет в сторону Армении, просто Азербайджан не сможет захватить Карабах: Александр Дугин
Собеседник Первого Информационного – известный российский политолог, руководитель «Международного евразийского движения» Александр Дугин.
По мнению известного российского националиста, статус-кво в Нагорном Карабахе выгоден всем реальным сторонам, как армянской стороне, так и Азербайджану, который сохраняет право потребовать обратно Карабах. Статус-кво и мир являются наилучшим вариантом также и для России. «Карабахский конфликт не имеет решения,- уверен Дугин,- Азербайджан никогда не сможет захватить Карабах, это исключено». В этой ситуации Александр Дугин видит только один путь. «Только в том случае, если Армения и Азербайджан начнут более активно интегрироваться в Евразийскую структуру (Армения уже делает шаги в этом направлении), мы сможем в дальнейшем предложить некоторые правовые решения проблемы».
– Александр Гельевич, интересно, в целом, как Вы оцениваете события последнего месяца в зоне Карабахского конфликта и в процессе урегулирования? По какой логике сегодня развивается процесс?
– Моя позиция относительно Карабахского вопроса следующая: статус-кво принципиально является самым оптимальным и наилучшим состоянием для всех сторон – для Армении, которая фактически контролирует этот район, для Азербайджана, который продолжает считать этот район частью своей территории, для России, которая старается дружить со своим стратегическим союзником – Арменией, и не является враждебным государством для Азербайджана, для Ирана, который с одной стороны, связан с шиитским Азербайджаном, а с другой стороны, имеет тесные связи с Арменией. Ситуация в целом устраивает даже Турцию, потому что участие в Карабахском конфликте означает только угрозу развала собственной страны. Следовательно, любая эскалация Карабахского конфликта не исходит из интересов ни одной из реальных сторон. Если начнется эскалация, каждая из них что-то потеряет, не только погибнут люди, но и каждая сторона еще понесет политический урон. По этой причине я считаю, что обострение выгодно третьей стороне, а не странам региона, армянам или азербайджанцам. Я абсолютно убежден, что речь идет о провокациях, организованная третьей стороной. В этой ситуации американцы хотели бы взорвать карабахский кризис, потому что вследствие этого больше всех пострадала бы Россия, и российская политика, роль России по урегулированию конфликтом на постсоветском пространстве.
Мне кажется, что мудрые лидеры Армении и Азербайджана должны понимать, что они ничего не получают в случае возобновления войны.
– Но ведь кто-то инициировал возобновление войны, не так ли? И нет никаких сомнений в том, что первым напал Азербайджан, который преследует конкретные цели. Почему Вы переводите стрелки на другие страны?
– Объясню, почему. Потому что Азербайджан никогда ничего не получит, если он начнет войну в Карабахе. Военный захват Карабаха невозможен. Это означает конфликт не только с Арменией, но и с Россией. Причем, армяне очень хорошо воюют, и азербайджанцы это знают. Азербайджанцам даже не поможет укрепление их армии.
– Но мы не видели адекватной реакции со стороны России, из которой можно было бы предположить, что Россия встанет рядом с Арменией, если Азербайджан возобновит войну.
– Нет, Россия не встанет в сторону Армении, просто Азербайджан не захватит Карабах, это исключено и все.
– Имеете в виду, что невозможно с военной точки зрения?
– Да, невозможно, как военном, так и в политическом, и во всех других смыслах. Более того, Россия является стратегическим союзником Армении, мы являемся членами ОДКБ, у нас есть договор о военной взаимопомощи. По этой причине, Россия на самом деле является гарантом, чтобы конфликт не перерос в широкомасштабную войну. Азербайджанцы очень хорошо это понимают, но Россия не может выступать только со стороны Армении, она должна урегулировать этот конфликт, поэтому задача России сегодня заключается не просто в оказании помощи Армении, Армения в значительной степени сама справиться и сможет свести этот конфликт к минимуму.
То, что вы говорите, что армянская сторона обвиняет Азербайджан в нападении, хотя я не очень уверен в этом, но я думаю, что это не исходит из интересов Азербайджана. В этом случае, мы должны выяснить, какие силы внутри Азербайджана провоцируют президента Алиева, который очень рациональный политик, на мой взгляд очень взвешенный, политик реалист, он понимает, что можно, а что нельзя сделать. Кто подталкивает его к решениям, которые на самом деле будут играть против него самого.
– А что это за политик реалист, который заявляет, что захватит Карабах в течение одной недели, но даже одно село не может захватить?
– Смотрите, это внутренняя политика. То, что Карабах является территорией Азербайджана, признают и Россия, и все международное сообщество. Пример Саакашвили перед его глазами. Международное сообщество, включая и Российскую Федерацию, признавали Южную Осетию и Абхазию частью Грузии, и если бы Саакашвили, Тбилиси действовали с Россией согласованно, то Абхазия и Южная Осетия до сих пор могли бы быть в составе Грузии. Только стремление решить проблему помимо России, вопреки России, с опорой на американцев, подталкивает такие действия, как Саакашвили к одностороннему захвату тех территорий, которые юридически были территорией Грузии до того момента, пока не начинается попытка решить эту ситуацию без России. Алиев не может не видеть этого.
Это Южный Кавказ, вы живете в одном и том же регионе, на соседней улице происходит то что произошло с Грузией в 2008 году. Следовательно, я глубоко убежден, что Алиев не заинтересован в обострении Карабахского конфликта только по той причине, что он может проиграть в этой ситуации. Повторяю, статус-кво на самом деле выгоден всем, в первую очередь, армянам, и даже азербайджанцам, потому что международное сообщество признает Карабах частью Азербайджана. Если мы начнем менять статус Карабаха в ту или иную сторону, мы будем вынуждены либо вступить в военный конфликт, следствие чего каждая сторона понесет потери, либо еще больше ухудшим политическую ситуацию.
Есть конфликты, которые не имеют решений. Нагорно-Карабахский конфликт – один из них. Карабахская проблема не имеет решения, пока там сталкиваются интересы сверхдержав. Только в том случае, если Армения и Азербайджан начнут более активно интегрироваться в Евразийскую структуру (Армения уже делает шаги в этом направлении), мы сможем в далеком будущем, подчеркиваю, не сегодня, не завтра и не послезавтра, а в далеком будущем предложить некоторые правовые решения.
– Некоторые российские эксперты считают, что сегодня войну в Нагорном Карабахе можно предотвратить только посредством миротворческой деятельности, разместив на линии соприкосновения миротворческие силы. на Ваш взгляд, Россия намерена ввести миротворческие силы в Нагорный Карабах?
– Такого плана нет, но если нужно будет пойти на это, чтобы предотвратить конфликт между братскими для нас народами…Хочу подчеркнуть, что русские армян и азербайджанцев считают братскими народами. Мы считаем это кровавым конфликтом внутри единой семьи. Присутствие миротворческих подразделений европейских стран, тем более американцев в зоне конфликта станет наихудшим сценарием для развития ситуации, потому что вместе с этими войсками сюда приедут носители чуждой для этно-региона геополитики. Поэтому, если мы будем вынуждены разместить там миротворческие силы, то они должны быть либо российскими, либо иранскими войсками, но они не могут быть европейскими или натовскими, потому что это только поспособствует обострению конфликта.
Представьте, что первым сделают миротворцы ООН в голубых касках – вернут азербайджанцев на свои территории, и начнется новая волна насилия. Только русские, российские войска могут предотвратить кровопролитие, очень хорошо представляя конфликт. Мы очень хорошо знаем, что к чему.
– То есть, если российские войска войдут, они не вернут территории Азербайджану?
– Я уверен, что они оставят все, как есть.
– Но по плану Лаврова предусматривалось возвращение некоторых территорий Азербайджану.
– Мы. Конечно, должны говорить с Арменией и Азербайджаном на дипломатическом языке, но Россия с геополитической точки зрения только заинтересована в одном: в сохранении статуса-кво в Нагорном Карабахе. Именно это будет целью миротворческой операции, и самое главное, чтобы не было конфликта, и не проливалась кровь. А для этого нужно задействовать как дипломатические, так и военные процессы.
Есть проблемы, в случае которых России выгоден мир, в других случаях, это надо признать, мы заинтересованы в конфликте. В случае Нагорного Карабаха мир нам жизненно выгоден. Мир в Карабахе – наши национальные, если хотите, эгоистические интересы.
ru.1in.am