Пора разорвать износившийся русский сапог
В Армении в эти дни, когда безопасность Армении и Арцаха попросту оказалась под угрозой, и Армения не получает со стороны России отклика, достойного союзнических отношений, вопросом повестки дня становятся обсуждения целесообразности нахождения на территории Армении российской военной базы.
Около двух или более лет назад, в ответ на газовую политику России в отношении Армении или продажи Азербайджану наступательного оружия, в Армении начали поговаривать об «арендной плате» за размещение российской военной базы в Гюмри. Армения должна поднять вопрос целесообразности размещения этой базы вообще.
С политических трибун этот вопрос пока не слышится, во всяком случае, с тех трибун, которые заняли так сказать основные представители политической палитры. В то же время, озвучиваемые с общественных трибун призывы и предложения не таковы, чтобы стать достаточными для оказания давления на политические трибуны или требованием, направленным на сидящим на этих трибунах наподобие «семиглавых драконов» силам. Хотя сомнительно, что даже в этом случае последние обратятся к вышеотмеченной проблеме.
Вообще, за последние дни трудно заметить хоть одну политическую силу Армении, которая выразила бы какую-либо четкую и последовательную позицию на фоне последних развитий в связи с армяно-российскими отношениями.
Для политической палитры Армении, казалось бы, не существовали и не существуют армяно-российские процессы, продажа Азербайджану оружия, и вообще подобного рода проблемы или вызовы. С другой стороны, однако, конечно, возникает вопрос – а не чрезмерны ли, не преувеличено жестки ли эти подходы – касательно того, чтобы каким-либо образом оказать России противодействие или адекватно оппонировать – в случае требования?
Что предпримет Армения, если Россия вдруг скажет, что не едет и не предоставляет сумму в качестве арендной платы? Во всяком случае, прежде чем поднять вопрос на политическом уровне, необходимо сформулировать это «потом» и преподнести в качестве концептуального пакета, иначе требование звучит максимально эмоционально.
Мягко говоря, не верится, что какая-либо политическая сила Армении обладает этим пакетом. В лучшем случае, могут иметь место лишь общие декларативные формулировки, как и в плане любых вопросов, которые не имеют глубинного охвата региональных процессов, и которые основаны не на обстоятельных экспертных исследованиях, а всего лишь на искусстве, находящемся в плоскости фразеологии или игры слов, а также на партийной и внутриполитической конъюктуре и инстинктах. В обратном случае в Армении какая-нибудь политическая сила уже давно самостоятельно проявила бы усердие в вопросе обсуждения этих тем.
Дело в том, что в плане политических требований проблема пока довольно сыра, и, следовательно, не столь перспективна с точки зрения уровня эффективности, а в контексте широкого обсуждения она даже запоздала. Данный вопрос должен был рассматриваться в ряде обсуждений политической повестки Армении еще с 2010 года, когда Армения и Россия подписали соглашение о продлении срока дислокации военной базы. На это соглашение лишь бессвязно отреагировали несколько политических сил, а потом это дело отложили в долгий ящик, и оно находится там и по сей день. В итоге в политической жизни Армении подобный вопрос уже давно не стоит, что само по себе, как минимум, странно, особенно при нынешнем отношении России к Армении.
В условиях подобного отношения в Армении хотя бы должно было состояться обсуждение проблемы, необходимо наличие определенной общественной атмосферы, в которой наблюдались бы довольно острые настроения и подходы. Даже если России не предъявляются какие-либо политически или официально сформулированные требования, все равно Армения должна сформировать тот общественно-политический полюс, который четко выдвинет вопрос пересмотра условий размещения российских военных баз в Армении.
Это – серьезная проблема, имеющая важнейшее региональное значение, это касается не только армяно-российских отношений, и, потому здесь разнообразие подходов может быть только на пользу Армении, сообщить ей дополнительный политический вес, разумеется, сравнительный, поскольку в условиях государства, которое грабят собственные власти, весомое международное политическое заявление, мягко говоря, будет весьма относительным.
Во всяком случае, в Армении уже давно пора сформировать так называемый альтернативный подход по части российских военных баз.
И здесь проблема даже не в поставках оружия Азербайджану. Это лишь очередной повод для концептуальной диверсификации имеющихся в Армении подходов по поводу военных баз, поскольку это важнее продажи оружия Азербйджану. Даже подход к бесплатному и длительному размещению баз не имеет концептуальной формулировки. Он основан на восприятии армяно-российской дружбы. Нет и комплексного восприятия политического значения фактора военных баз, при наличии которого диверсификация стала бы политической необходимостью.
Ованнес Мандакуни