Активисты в Карачаево-Черкесии углядели связь между положением родного языка и политикой
“Кавказ.Реалии” уже писал о том, что в Ингушетии началась декада, посвященная региональному языку. Ингушская блогосфера довольно активно обсуждала эту тему после наших публикаций, а власти республики отреагировали на них неожиданно конструктивно. Так, министр образования и науки Ингушетии Юсуп Костоев подписал специальное поручение, согласно которому все аппаратные совещания будут проходить на ингушском языке в период до 25 февраля. Об этом сообщает “Интерфакс” со ссылкой на пресс-секретаря ведомства Елизавету Дзагиеву.
КЧР не Ингушетия
“Кавказ.Реалии” публиковал еще более подробный материал о положении дел с карачаево-балкарским языком в Карачаево-Черкесии. Однако какой-либо реакции со стороны региональных властей не последовало, зато активизировались общественники. Так, в Карачаево-Черкесской республике сегодня прошла акция “Карачаево-балкарский диктант”, приуроченная к Международному дню родного языка. Организатором акции выступил фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи “Эльбрусоид”.
Не государственное, а общественное дело
Ханафий Хасанов, директор регионального отделения фонда “Эльбрусоид” в Карачаево-Черкесии, рассказал “Кавказ.Реалии”, что акция является своего рода исследованием языковой ситуации. Организаторы задались целью понять, в какой степени носители, принадлежащие различным возрастным категориям, владеют карачаево-балкарским письмом. Общественник отметил, что со стороны региональных властей не принимается достаточно мер, чтобы на должном уровне сохранить и развивать родные языки. В этой связи, как заявил Хасанов, активистам приходится брать инициативу в свои руки.
На Кавказе давно не существует выборов как таковых. И люди, которые отстаивали бы права народа, права своих республик, их вообще нет во власти. Это все отфильтровывается. Они просто не попадают во власть.
“Мы как общественники инициировали много проектов, но в итоге, хоть и говорят власти, что будут предпринимать меры, все уже взяли на карандаш, КПД от их слов не увеличивается. В свою очередь мы сами стараемся делать все, что от нас зависит”, – констатирует общественный деятель. Так, по словам Хасанова, фонд продублировал уже более 100 художественных и мультипликационных фильмов на родные языки. Собеседник “Кавказ.Реалии” уточнил, что речь идет не только о карачаево-балкарском, но и ногайском и абазинском. И эта продукция, как заявляет руководитель фонда в регионе, пользуется большим спросом особенно среди молодежи.
Как сообщили в фонде “Эльбрусоид”, только в одной Карачаево-Черкесии в акции приняло участие около 200 человек. Подобные мероприятия проводятся или запланированы на завтра в офисах фонда в Москве, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае. При этом в пресс-службе организации добавили, что целью акции также явилось привлечение внимания органов государственной власти и общественности к проблемам сохранения и развития родных языков Карачаево-Черкесской республики.
Организаторы привлекли к мероприятию представителей научного сообщества. В Карачаевске диктант провела кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры карачаевской и ногайской филологии КЧГУ им. У.Д. Алиева Сульфруз Биджиева, а в Черкесске – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой РИПКРО Фатима Мамаева.
Неродные власти
Член Общественной палаты Карачаево-Черкесии Азрет Караев также принял участие в акции. Он рассказал “Кавказ.Реалии”, почему власти так пассивны в языковом вопросе.
“Власть не ассоциирует себя с каким-либо народом или этносом, поэтому душа у них не болит за родные языки. Чтобы бездействовать, власть находит различные мнимые оговорки, например, заявляет, что не хватает средств на создание и печатание учебной литературы. По сути, идет целенаправленное уничтожение малочисленных народов и их языков по всей территории России, и Кавказ не является исключением”, заявил Караев.
По мнению члена общественной палаты республики, нет жестких указаний из Москвы, чтобы региональные власти поддерживали языки. Вместо этого руководство субъектов, по словам Караева, культивирует образ “обрусевших”. Участник акции заявил, что представители региональных властей стесняются надевать национальную одежду, говорить на родном языке, показывать свою религиозную принадлежность.
“Тут еще одна большая проблема – на Кавказе давно не существует выборов как таковых. И люди, которые отстаивали бы права народа, права своих республик – их вообще нет во власти. Это все отфильтровывается. Они просто не попадают во власть”, – резюмирует член ОП КЧР.
Результатов диктанта еще нет, но сложно отрицать, что языковая проблема в регионе стоит очень остро. Общественникам придется действовать системно, если даже власти не считают вопрос региональных языков актуальным.
Как отметили в пресс-службе регионального отделения фонда “Эльбрусоид”, по инициативе участников диктанта было решено сделать данную инициативу традиционной и проводить единый диктант на базе КЧГУ им. У.Д.Алиева раз в месяц.
Рамазан Алпаут