KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Gündem
  4. »
  5. К.М. Алиев: ТАРКИ-ТАУ – горный символ Дагестана. (К истории одного кумыкского оронима)

К.М. Алиев: ТАРКИ-ТАУ – горный символ Дагестана. (К истории одного кумыкского оронима)

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 10 dk okuma süresi
417 0

Тарки-тау (кум. Targu-tau; букв.Тарки-гора, Таркинская гора) – огромная столообразная возвышенность, которая тянется вдоль Анжи-калы (Махачкалы) параллельно Хазарскому (Каспийскому) морю поднимающуюся над городом и отстоящую от каспийского побережья на расстоянии трёх километров.. Ее длина достигает 12 км, а ширина 4-5 км. Тарки-тау — возвышенность с уплощенной и как бы выровненной платообразной вершинной поверхностью Площадь Таркинского плато чуть превышает 22 кв. км. На ее склоне расположены древние населенные пункты Таргу (Тарки), Амирхангент (ныне не существует), Кахулай-Торкали, Албёрюгент (Альбурикент), Агачаул. Высшая точка плато – вершина Тиктюбе, высотой 725 метра.. В исторических источниках гора эта впервые упоминается в конце 16 века.Грузинский архмандрит, посол грузинского царя Александра в Москве Кирилл так описывает эту гору «на Кумыцкой земле»: « а та гора (Тарки-тау. К.А.) поотошла от больших гор к морю (Каспийское.-К.А.) гребнем, и по ней лес большой, а вверх ее сажен с 30, и ныне на той горе на самом верху башня каменная… А на той же горе двор Шевкалов, полаты каменные и избы. Да тут же с однова края позади Шевкалова двора башня другая каменная да городище старое. З дву сторон горы стена была каменная… А лес большой – дуб и всякий погожий лес, от Тарков с верху и меньше…» [Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Выпуск 1-1. 1578-1613. М. 1889. С. 404-405].

Английсикий коммерсант Джонас Ханвей во время своего путешествия в Персию в 1746 г. так описывает Тарки-тау: “12-го и 13-го мы пересекли несколько участков пахоты, пока не дошли до северной стороны горы Тарки-тау, вершина которой напоминает стол; самая высокая сторона наклонена в сторон высоких гор. На ее поверхности также имеется большая скала округлой формы. Тарки-тау отделена от остальных гор глубокой долиной. В двух милях от моря у подножия горы располагается прекрасная долина, где росли виноградники и фруктовые сады… На спуске с холма находятся три татарских села ( Тарки, Кяхулай, Албурикент, прим.) в одной английской миле каждый друг от друга, с населением в тысячу душ. Татарские правители, в прошлом распространившие свою власть вплоть до Черного моря, выбрали этот гору…».

А русский ученый-востоковед, иранист и тюрколог Илья Березин, побывавший в Тарках почти через сто лет англичанина Ханвея, в 1842-1845 годах, обратил внимание на такую достопримечательность – «клинообразное письмо в горах около Тарху» и написал: «Снимок этой надписи приложен к сочинению к сочинению французского ориенталиста Бюрнуфа оклинообраной грамоте., Эти надписи древнее походов Александра Македонского и имеют историческое значениеи принадлежат большей частью к царским грамотам». (Таргу-наме. Лексикон. Сост.К.Алиев. Махачкала.2001. С.95). Правда, об этих древних «письменах и древних надписях, вырезанных на камне» здесь еще раньше писал в своем сочинении «Северная и Восточная Татария…» (Амстердам, 1700 г.) и Николай Витсен (Таргу-наме. Лексикон. С.19). По рассказам тарковских старожилов (об этом говорил и писал мне мой отец М.-С. Алиевич Алиев 1909 г.р.). у въезда в старую резиденцию кумыкских шамхалов Тарки на склоне Тарки-тау (на Чагар ёл) еще в начале 50-х годов ХХ в. (вплоть до разработки этого участка под каменный карьер) находилась каменная глыба с “какими-то непонятными знаками-надписями”, издавна называемая местными жителями “Язывлу яр” (Таргу-наме…С.229). Ныне ряд ученых (Ю. Идрисов, Махачкала, Тариэл Азертюрк, США) называет этот памятник письменности «Таркинской клинописью» и склоняется к тому, что надпись эта была на тюркском, на языке предков кумыков, пришедшх на нынешние земли 2700 лет тому назад из Передней Азии из Страны Турукку.

Само же название горы и древней столицы кумыкских шамхалов Таргу (русск.Тарки), по нашему мнению, восходит к древнетюркскому термину тургу (turgu), имеющему несколько значений, группирующихся вокруг понятий «владение», «город», «дом»», «ставка», «столица» [Алиев К.М. О названиях Таргу и Анжи // Таргу-наме. Лексикон. Сост.К.Алиев. Махачкала.2001. С.10-12]. Корневая морфема здесь тур – стоять, обитать, а туруг-тургу обозначает власть, государство [Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л.1951. С.44].

Гора Тарки-тау издалека похожа на огромный шатер, она как бы выделилась от всех остальных гор, тянущихся на юг к Дербенту и на север к Эндирею вдоль Кумыкской равнины.. Из-за этого возникает впечатление, особенно когда обозреваешь ее с моря, будто она господствует и над Кумыкской равниной и над морем. С какой бы стороны ты не ехал в Махачкалу, она будто встречает и привечает тебя издалека. Поэтому ее можно назвать центровой, центрообразующей горой. Это в ее лоне располагался “гуннский город Таргу”, служивший из века в век “стражем Каспийских географических ворот. Не зря же одна из этимологий ее названия означает “ворота гуннов (“Дар-и Гун” ).

Таргу-тау – свидетель многих памятных событий кумыкской, общекавказской, общедагестанской истории. Можно сказать, что здесь под каждым камнем лежит истории всемирного значения. На многочисленных мусульманских кладбищах, расположенных на ее склонах и у подножья, нашли вечный покой знаменитые шаухалы Тарковские и их потомки, мусульманские ученые, духовные воители, летописцы. Много священных для кумыков мест (пиров, зияратов), турецкий некрополь, где покоятся воины Кавказской исламской армии, освобождавшие Анжи-калу от английских наймитов (бичераховцов), оккупировавших город в 1918 году. Скалистые склоны горы все еще «помнят» эти трагические события, когда Тарки-тау и его окрестности стали свидетелями кровопролитных боев за Анжикалу между войсками Кавказской исламской армии, состоявших из турецко-азербайджанских добровольцев и отрядов «Горского правительства» с дашнаками и казаками полковника Л. Бичерахова. В 2018 году, в год столетия освобождения Анжикалы, на месте боев по инициативе и силами кумыкских общин (Тарки,Кахулай, Агачаул, Альбурикент, Атлыбоюн) у западного склона Тарки-тау на Агачаульском кладбище, где захоронены турецкие воины-шахиды, была установлен памятная стела турецко-дагестанскому боевому содружеству.

Давно так заведено, что имамы четырех населенных пунктов (Тарки,Кахулай, Альбурикент, Агачаул), принимая участие в погребальных церемониях, произносят молитвы (дуа), прося милосердия у Всевышнего не только усопшему, но и вспоминают всех тех, чьи души нашли вечный покой на этой древней земле вокруг Тарки-тау.

И сама гора Тарки-тау, как и сакральная для кумыков. – Асхар-тау (Минги-тау), стала вторым горным символом кумыков, символом несокрушимости кумыкского духа.

Таргу-тау (Асхар-тау!), нет горы, что выше тебя! – осмелимся мы перефразировать великого Йырчи Казака.

К.М. Алиев

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir