Карабахский прорыв близок: выбор армянской стороны-2
Вариант второй
Армянская сторона адаптируется к нынешней ситуации “больше война, чем стабильность”, делая акцент на сдерживании противника путем причинения ему значительных потерь. Иначе эту ситуацию можно назвать вспыхивающей время от времени и сопровождающейся переменными успехом “ползучей войной”, смысл которой состоит в том, чтобы сохранить действующий статус-кво и любой ценой соблюдать соглашения о прекращении огня 1994 и 1995 годов с одновременным маневрированием в дипломатии и попыткой укрепить переговорные позиции. В этом случае предпринимается попытка временно принудить Азербайджан к миру или стабильности, продемонстрировав противнику в каждодневном режиме боеспособность армянской армии.
Выбрать этот вариант значит поддаться на провокации Баку и продолжать продиктованную им “игру”. Дело в том, что чем больше Армения тратит ресурсов всего лишь на сдерживание противника, тем больше она изнашивает свой арсенал, тогда как Азербайджан способен постоянно его пополнять за счет средств, поступающих от дорожающей нефти и газа. Для противостояния этому армянская сторона не имеет, да и не будет иметь в обозримом будущем ни финансовых ресурсов, ни человеческого потенциала. Азербайджан проводит политику истощения, следствием которой может быть следующее: как только Азербайджан убедится в том, что в этой войне, которая ведется на расстоянии и главным образом ночью, армянская сторона истощила подавляющую часть своих ресурсов, он может позволить себе приступить к широкомасштабной военной операции. Провал апрельского “блиц-крига” убедил Баку в том, что необходимо занять выжидательную позицию, играя с Ереваном в военные “кошки-мышки”.
Очевидно, что армянская сторона не имеет ресурсов для радикального решения этой тактической задачи, а тем более для втягивания в широкомасштабную долгосрочную войну. В Баку делают ставку еще и на то, что Россия, опасаясь оказания Турцией военной помощи Азербайджану, воздержится от интенсивных поставок Еревану военной техники и боеприпасов. Два дня назад это четко дал понять и генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. С другой стороны, если у Алиева нет проблем с отправкой молодежи своей страны в мясорубку и использованием ее как пушечного мяса, то Саргсян просто не может себе этого позволить.
Вариант третий
Взять инициативу в свои руки и осуществить собственный сценарий “молниеносной войны”, переместив военные действия на территорию Азербайджана, после чего, закрепившись там, перейти к глухой, в несколько слоев обороне.
Этот вариант должен решить две задачи. Во-первых, принудить к новому статус-кво и доказать международной общественности, что вопрос должен быть решен в рамках логики выполнения требований армянской стороны, а не удовлетворения максималистских амбиций Азербайджана. В этой ситуации переговоры будут иметь совершенно иную логику, которая заставит ускорить урегулирование и добиться подписания мирного договора на предпочтительных условиях. Во-вторых, необходимо будет заставить отказаться от восприятия азербайджанской армии как всесильной, что власти страны внушили собственному народу, вызвать в обществе волну отчаяния и паники. В этом случае азербайджанское общество попытается получить ответы на вопросы не у армянской стороны, а у собственных властей и режима Алиева. Нет никаких сомнений, что поражения на новом фронте не только вызовут общественный протест, но приведут к усилению в Азербайджане сепаратистских настроений в частности среди лезгин и талышей, что может поставить эту страну перед фактом раскола и прекращения существования в нынешней форме и структуре.
Однако этот вариант по нескольким причинам содержит риски, которые военно-политическое руководство не может не учитывать. Во-первых, подобное контрнаступление, как правило, невозможно без серьезных человеческих потерь. Во-вторых, задача не столько в организации успешного контранступления, сколько в сохранении любой ценой приобретенного на длительный срок, чтобы в дальнейшем его можно было трансформировать в политический и дипломатический капитал. Понятно, что в таких случаях противник будет стремиться как можн быстрее вернуть потерянное и с этой целью задействует весь свой арсенал и человеческий контингент. В-третьих, следует иметь в виду, что это может привести к затягиванию войны, чего армянская сторона должна избегать любой ценой.
В случае выбора этого сценария основная ставка должна быть сделана на два фактора. Первый фактор: в условиях возникшей внутренней паники азербайджанское общество и оппозиция должны превратить алиевскую власть в козла отпущения. Кроме того, необходимо вызвать внутриполитические потрясения, что значительно ослабит врага. Во время первой карабахской войны перманентное повторение аналогичных проявлений сыграло чрезвычайно серьезную роль в деле победы армянской стороны. Второй фактор: оказавшись перед фактом, международное сообщество – Россия, другие страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ – должны поспешить погасить огонь, чтобы локальная война не переросла в региональную, а возможно даже мировую. Сейчас в этом в равной степени заинтересованы и США, и Россия, и ЕС. И благодаря их вмешательству удастся избежать продолжительной, кровавой и ресурсозатратной войны.
Выбор этого варианта предполагает большую ответственность. Трудно сказать, готово ли армянское военно-политическое руководство взять на себя такую ответственность. Этот вопрос требует чрезвычайно серьезного, глубокого и профессионального анализа. Очевидно, однако, что другого способа добиться прорыва в вопросе Нагорного Карабаха и не выйти из этой войны побежденными, пожалуй, нет. Мы и в сегодняшней ситуации имеет человеческие потери. Но обидно то, что в результате этих тяжелых потерь (а нам тяжело терять даже одного солдата), по сути, не решается ни одна стратегическая задача, а становящаяся кошмаром, нервирующая неопределенность не проходит. Она не пройдет даже в том случае, если армянским силам удастся отбить позиции, которые были потеряны в результате внезапного нападения азербайджанских сил в начале апреля, и остановиться на прежних рубежах.
В вопросе Нагорного Карабаха Армения не может долгое время оставаться в нынешней тупиковой ситуации. Она должна очень быстро принять решение. Экстраординарность ситуации состоит в том, что в ближайшее время и в Армении, и в Азербайджане ожидаются общегосударственные выборы. И этот фактор не позволяет в частности армянской стороне принимать историческое и ответственное решение. С другой стороны нельзя допустить, чтобы решение о прорыве Азербайджан принял раньше. До выборов именно это скорее всего поставит власти перед фактом…
Армен Аракелян
http://hetq.am/rus/news/67660/karabakhskiiy-proriyv-blizok-viybor-armyanskoiy-storoniy-2.html