Полтора десятилетия назад, в начале 2001 года, контролировавшим тогда Кабул движением «Талибан»* был подписан тайный договор с Тегераном и Пекином о реализации проекта строительства трансафганского газопровода, по которому иранский газ кратчайшим путем попадал бы в Китай.
В обмен на землю под газопроводом и его охрану силами «Талибана» Пекин предлагал Кабулу щедрое финансирование его инфраструктурных проектов. Не остался бы в накладе и Тегеран, мягко выйдя из-под наложенных на него международных санкций.
Саудовский след
Однако как только договор о намерениях перестал быть тайным, рядом третьих стран были предприняты увенчавшиеся в итоге успехом попытки недопущения его реализации. Речь о России, Саудовской Аравии и США.
В Белом доме, до того момента закрывавшем глаза на происходившее в Афганистане, вдруг узрели в стране «гуманитарную катастрофу», а из факта уничтожения талибами Бамианских статуй Будды (одного их многих подобных) устроили мировую истерию.
В сентябре 2001 года случилась самая масштабная трагедия в новейшей истории США. И хотя из 19 участвовавших в проведении терактов 15 были саудитами, «приговерен» был именно Афганистан — на основании того, что якобы на его территории скрываются заказчики и организаторы NYС 11.09.01 и собственно сам лидер «Аль Каиды»* Усама Бен ЛАДЕН, с семьей которого правящие кланы США имели общие бизнес-проекты. Сегодня Талибы «крышуют» наркобаронов, поддерживают тех, кто производит и продает наркотики
До того признававшая «Талибан» как Исламский Эмират Афганистан и тесно с ним сотрудничавшая королевская семья Саудовской Аравии разрывает с Кабулом все отношения и поддерживает антиталибскую коалицию во главе с США. Что объяснимо: Эр-Рияд, наряду с Москвой, являлся ключевым поставщиком углеводородов в Китай и не хотел возвращения былого величия Тегерана, с которым саудиты расправились руками Вашингтона и Тель-Авива на рубеже 70-80-х годов прошлого века.
Пришедший к власти благодаря поддержке США и их союзников Хамид КАРЗАЙ, несмотря на широкие связи с Ираном и Китаем, все же предпочел «заморозить» проект трансафганского газопровода — вполне вероятно, по рекомендации своих саудовских друзей.
НАТО в помощь
После официально объявленного вывода сил НАТО в 2011 году Пекин расширил сотрудничество с Кабулом, что ряд наблюдателей склонен расценивать как совпадение, т.к. КНР нет особой разницы, кто будет обеспечивать безопасность инвестиций в Афганистане — «Талибан» или НАТО, никакой идеологии — только бизнес.
В частности, Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC) получила разрешение на разведку нефти. Это первый и пока единственный подобный прецедент — никаким другим иностранным компаниям разрешения на нефтедобычу не выдавались.
Также вблизи Кабула гигантская Китайская металлургическая корпорация (China Metallurgical Construction Group Corporation, MCC) ведет работы на крупнейших в мире месторождениях меди — общая стоимость разведанных запасов в ценах 2015 года составляет без малого 100 млрд долларов.
В проект китайской стороной уже вложено свыше 3 млрд долларов, что явно свидетельствует и о серьезности намерений, и о имеющихся «железобетонных» гарантиях. Как от самого Пекина, так от Брюсселя (штаб-квартира НАТО) и Вашингтона (главный оператор блока).
Литиевая «батарея» для афганской экономики
Китай сегодня является одним из основных потребителей лития, используя его в производстве широкой номенклатуры оборудования как гражданского, так и военного назначения.
В свою очередь Афганистан располагает одними из крупнейших в мире запасов этого стратегического металла и он может стать спасением для экономики разрушенной многолетней войной страны. Быть «сырьевым придатком» Китая или Запада — пока еще не то, чтобы в тягость для бедного Афганистана, это его мечта и надежда.
Уйгурский фактор
Как известно, уйгурский сепаратизм является серьезной проблемой для Пекина. А живущие в Афганистане представители этого народа получают поддержку со стороны Пакистана и США. И не только в гуманитарном спектре.
При этом, уйгурские боевики воюют в рядах т.н. «Исламского государства»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS) в Ираке и Сирии. Не секрет и то, что многие из них прошли подготовку на юге Афганистана в тренировочных лагерях под началом офицеров пакистанской армии и спецслужб.
После распада ISIS (речь не о прекращении войны в Сирии как таковой) значительная часть уйгурских боевиков будет искать для себя нового применения. И вполне может быть направлена своими «благодетелями» в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
По данным некоторых вполне осведомленных источников в регионе, процесс уже запущен и это вызывает обострение в китайско-пакистанских отношениях.
В связи с чем, высока вероятность проведения Китаем превентивных антитеррористических операций на территории Афганистана. Разрешение на это со стороны официального Кабула будет получить несложно и недорого, поскольку, во-первых, ему уже не привыкать к присутствию у себя «интернационалистов», а, во-вторых, будучи затянутым на орбиту Поднебесной, вряд ли сойдет с нее в обозримом будущем.
Энгин ОЗЕР, специально для POLITRUS.com.