Иса Юнис оглы Гамбар: Карабахский конфликт разрешится после смены режима в Москве
О том, кому выгодно новое напряжение в Нагорном Карабахе и при каких условиях закончится этот конфликт, «Белсат» беседует с председателем Центра национально-стратегических исследований Исой Гамбаром.
Иса Юнис оглы Гамбар – азербайджанский политик, бывший и. о. президента Азербайджана, председатель Национального собрания Азербайджана в 1992-1993 г., председатель оппозиционной партии «Мусават» (1992-2014). Ныне руководитель Центра национально-cтратегических исследований.
Денис Дзюба: У какого какие цели были в этом коротком противостоянии, которое неожиданно началось и неожиданно закончилось? Кто чего достиг?
Иса Юнис оглы Гамбар: Нужно сказать, что война не кончалась. Прерванная в мае 1994 года подписанием согласия о прекращении огня, она теоретически и юридически не завершена: нет никакого мирного договора. Режим прекращения огня постоянно нарушается с той или иной интенсивностью.
Мы считаем, что он нарушается с армянской стороны. Армяне, в свою очередь, обвиняют нас. Иногда это нарушение режима прекращения огня перерастает в довольно серьезные противостояния, что и произошло в этот раз. И надо признать, что это наиболее серьезное столкновение со времен подписания соглашения.
Имеются различные версии о целях сторон. Официальная позиция Азербайджана в том, что вооруженные силы Армении в очередной раз нарушили режим прекращения огня, и нам пришлось ответить на эти удары. Армения же утверждает, что это Азербайджан начал наступление, и им пришлось ответить.
Есть также версии, что этот этап военного столкновения выгоден Москве, которая, в принципе, создала этот кофликт и все время поддерживает его на определенном уровне, чтобы он не решался – для того, чтобы иметь предлог вмешиваться во внутренние дела кавказских государств. Это, на мой взгляд, правдоподобная версия.
Сегодня я смотрел выступление одного из армянских генералов, который утверждает, что этими событиями Азербайджан провел разведку боем и уточнил расположение армянских войск на территории Карабаха и основные точки огня. Он считает, что наша страна достигла этих целей.
Версий много, но так как официальная информация скупа и очень выверена, сложно сказать, кому это столкновение было нужно. Значительная часть территории Азербайджана уже свыше двадцати лет находится под оккупацией Армении, которую поддерживает Москва. Все эти годы идут как-будто переговоры, но они не привели ни к каким, даже минимальным результатам. Естественно, в такой ситуации Азербайджан не может смириться с продолжением статус-кво.
Я думаю, что как минимум эти столкновения, которые привели к значительным потерям с армянской и азербайджанской стороны, будут предупреждением для международного сообщества и организаций – прежде всего, для Минской группы ОБСЕ, которая, в принципе, и должна вести более целеустремленную работу для справедливого мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербаджаном.
Зачем Москве разжигать сейчас этот конфликт?
Некоторые считают, что Москва обеспокоена наблюдающимся в последнее время сближением Азербайджана к Западу, к Соединенным Штатам, и эта вспышка конфликта является предупреждением.
Есть версии, что авторитарный режим Путина уже вошел во вкус и без каких-либо военных конфликтов или прямого участия в их решении поддерживать 90%-ный уровень рейтинга Путина довольно сложно – поэтому им нужен был конфликт.
То, что нынешнее соглашение о прекращении огня было достигнуто именно в Москве, приносит России определенное удовольствие: мол, вот, мы добились прекращения огня. Это – месседж для Запада: Карабахский конфликт, а также Армения и Азербайджан остаются под нашим контролем.
Как бы вы прокомментировали версию, что Азербайджан решил вернуться к Карабаху, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем в стране – прежде всего финансовых?
Я не думаю, что эта версия стоит серьезного обсуждения. Конечно, несколько дней в социальных сетях речь шла только о столкновениях в Карабахе, о погибших, об освобожденных территориях. В это время, естественно, социальные и экономические проблемы отошли на второй план, но ведь они не решены. И надеяться на то, что с помощью таких военных столконовений народ забудет о своих экономических проблемах – это несерьезно. Эти проблемы, а также проблемы с политическими свободами – серьезные, они остаются, и мы, демократическое сообщество Азербайджана, работаем в этом направлении.
В 2011 году вы заявили на радиостанции “Эхо Москвы”, что проблема Карабаха будет решена только в случае, если в Ереване и Баку произойдут демократические изменения. Вы остаетесь при этот мнении?
Я при нем остаюсь, но сейчас добавил бы еще один момент, который тогда не хотел подчеркивать: это произойдет также после смены режима в Москве. И карабахский конфликт, и конфликт в Грузии – южноосетинский, – и проблема Приднестровья, и крымская, донбасская проблемы – они все созданы Москвой, чтобы сохранять контроль над постсоветским пространством, иметь возможность вмешиваться в дела новых независимых государств и влиять на политические решения этих стран. Все эти кофликты будут решены после того, как в России произойдут серьезные изменения, когда она откажется от экспансионистской политики и займется своими многочисленными проблемами.
Я не утверждаю, что решать наши проблемы легко, но, я думаю, они будут в таком случае решены справедливо. Всем известно, что Карабах – территория Азербайджана исторически и юридически. Всем известно, что Крым – это украинская территория. То же самое можно говорить об Абхазии и Южной Осетии, которые относятся к Грузии. И о Приднестровье – территории Молдовы.
Естественно, во всех этих случаях нужно учитывать местные особенности конфликта. Всем меньшиствам должны быть представлены те же права, на том же уровне, который соблюдается в европейских странах в отношении национальных меншинств.
Этот спор – не только этнический, но и исторический. Армяне аппелируют к письменным источникам и утверждают…
Вы это серьезно? Если обращатся к истории, вся мировая география должна быть изменена, а границы переписаны. Существует принцип неприкосновенности границ и территориальной целостности государств. Эти принципы должны быть соблюдены. И права различных групп населения должны решаться на основе тех правил и конвенций, которые существуют в современном мире. Национальным меншинствам должны предоставляться такие возможности, чтобы они могли сохранить свою культуру и язык, свою самобытность. Это – уже давно решенный в Европе вопрос. Думаю, что придумывать какие-то новые советы для Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины – несерьезно.
А как бы выглядело практическое решение карабахского конфликта?
Очень просто. Восстанавливается территориальная целостность этих государств, а меншинствам предоставляются все права на современном уровне, которые существуют в Европе. Другого пути не будет. Все, кто ищут каких-то приключений, создают проблемы для нас и для себя.
Беседовал Денис Дзюба, belsat.eu