KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Rusya
  4. »
  5. Илькин Шафиев: Россия заявила, что не позволит строительство газопровода из Туркменистана в Азербайджан

Илькин Шафиев: Россия заявила, что не позволит строительство газопровода из Туркменистана в Азербайджан

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 14 dk okuma süresi
224 0

Россия, продолжающая воевать в Украине, и не думает отступать от борьбы за углеводородные ресурсы Каспийского региона. По мнению аналитиков, за последний год Москве удалось вернуть на свою энергетическую орбиту Туркменистан. Более того, Алексей Миллер, глава «Газпрома», твердо заявил Ашхабаду от имени Кремля, что Россия не допустит транспортировки туркменского газа в Европу через Азербайджан.

Миллер приехал в Ашхабад и заговорил как никогда открыто…
Как сообщает казахская служба «Радио Свобода», несмотря на то, что на протяжении почти десяти лет крупнейшим покупателем туркменского газа является Китай, России тем не менее удалось вернуть некоторые рычаги влияния на Ашхабад, и теперь она намерена их использовать.

По мнению экспертов, складывается парадоксальная ситуация: чрезвычайно богатый газом Туркменистан мог бы легко обеспечить себе диверсификацию экспортных маршрутов, но вместо этого он позволяет вернуть себя на энергетическую орбиту Москвы. Почему?

Если рассматривать только экономические аспекты, то по импорту газа из Туркменистана Китай обогнал Россию еще лет десять назад, покупая у туркменов примерно в четыре раза больше «голубого» топлива, нежели Россия. Но если Пекин в своих энергетических отношениях с Ашхабадом традиционно преследует деловые цели, то отношения Туркменистана с Москвой с большой долей вероятности будут включать и политический расчет. Это особенно актуально в условиях, когда после закрытия европейского рынка Кремль стремится создать новые газовые альянсы.

«Если взглянуть на ситуацию с более широкой перспективы, то Туркменистан, пожалуй, единственный нероссийский источник природного газа, способный сделать энергетический переход в Европейском союзе более эффективным и менее затратным, — считает Аннет Бор, эксперт по международным делам Королевского института международных отношений Чатем-Хаус. – Но Ашхабад явно склоняется в сторону России, отвергая возможности направить свой газ в западном направлении. Он предпочел двигаться в сторону авторитарных братьев по оружию, России и Ирана, поскольку эта политика служит для защиты его потребности в изоляции».

Состоявшийся 15 февраля визит главы «Газпрома» Алексея Миллера в Ашхабад является также частью усилий России по вовлечению Туркменистана в свою энергетическую орбиту. Отметим, что за последние полгода это уже второй визит Миллера в Ашхабад.

Россия подняла импорт природного газа из Туркменистана с нуля в 2016 году до примерно 10 миллиардов кубометров в 2021-м. Но даже эти цифры по-прежнему – лишь одна четвертая от пикового уровня более чем 40 миллиардов кубометров в середине 2000-х годов, когда Москва использовала дешевый туркменский газ, чтобы наладить прибыльный экспорт в Европу.

Правда, в официальных сообщениях о встречах Миллера в Ашхабаде нет указаний на то, что на повестке дня стоял вопрос о дальнейшем увеличении объемов импорта газа. Российский энергетический гигант лишь туманно упоминал переговоры «о ходе и перспективах взаимодействия в газовой сфере».

Тем не менее визит Миллера усилил слухи о том, что Россия стремится сделать Туркменистан своим активом, а не препятствием. Ибо после того, как Миллер признал 2022 год «трудным», «Газпром» пытается восстановить на международных газовых рынках былое влияние.

Один из близких к Кремлю российских телеграм-каналов «Взгляд на Восток» сообщил, что важнейшее из посланий Миллера Туркменистану заключалось в том, что Россия отныне будет блокировать любую попытку строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ), соединяющего Туркменистан с Азербайджаном. Речь идет о проекте, который высвободил бы азербайджанский газ для экспорта в Европу.

«Взамен Туркменистану предложено участие в поставках газа напрямую в Турцию через Иран, — пишет «Взгляд на Восток». – Соглашаясь на эту схему, Туркмениcтан станет полноправным членом газового аналога ОПЕК, который создает Россия и Иран и к которому намерен присоединиться Катар».

При всей проблемности прокладки газопровода по дну Каспия для транспортировки больших объемов газа даже в период, когда существовал явный интерес со стороны инвесторов, проект ТКГ тем не менее заявлен как одна из главных целей Туркменистана на ближайшие 25 лет. Напомним, что политическое соглашение о статусе Каспийского моря с участием всех пяти прибрежных государств, а также двусторонняя сделка между Туркменистаном и Азербайджаном по урегулированию территориальных вопросов в Каспийском море были достигнуты лишь за последние несколько лет.

Но даже тогда Иран и Россия не были в восторге от этой идеи и настаивали на своем праве блокировать проект «по экологическим соображениям».

«Более того, хотя функционирующий ТКГ мог бы быть полезен для Европы уже этой зимой, тенденции на европейском энергетическом рынке ему не благоприятствуют, – считает Лоран Русецкас, исполнительный директор команды Finance & Capital Markets в S&P Global Commority Insights. – Эти тенденции включают в себя расширение европейской инфраструктуры, связанной со сжиженным природным газом, который ЕС импортирует гораздо больше на фоне отказа от российского газа и своей долгосрочной приверженности переходу на возобновляемые источники энергии. Существует реальное нежелание брать на себя обязательства или финансировать крупные проекты трубопроводов. В среднесрочной перспективе Европа не будет нуждаться в газе. И тогда возникает вопрос: кто захочет строить трубопроводы и платить за них для обслуживания рынка, который к 2050 году фактически будет нулевым?»

В декабре прошлого года Сердар Бердымухамедов встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в городе Аваза на западе Туркменистана, где лидер Турции предложил поддержку Анкары для строительства трубопровода, соединяющего две страны.

Но, по словам Аннет Бор, Бердымухамедов заявил западным дипломатам, что не заинтересован в «бюджетных» альтернативах трубопроводу. Их легче и дешевле построить, но по ним будет транспортироваться значительно меньше газа.

«Туркменистан предпочел бы, чтобы Европа пришла к нему с деньгами и долгосрочным контрактом на ежегодный импорт 30 миллиардов кубометров. Но этого не произойдет», — сказала Бор, отметив, что Анкара «начинает уставать» от позиции Ашхабада по этому вопросу.

Единственная «приманка», которую, как сообщается, Россия предложила Туркменистану — экспорт в третьи страны через Иран, также существенно не изменит региональный энергетический профиль Ашхабада. Джон Робертс, специалист по энергетической безопасности из британской исследовательской организации Methinks, сообщил, что таким образом Туркменистан сможет ежегодно отправлять в Турцию через Иран 5 миллиардов кубометров, и это – потолок.

«Но даже в этом случае неясно, одобрит ли Турция эту идею, – отметил Робертс. – Поскольку Анкара, которую в этом вопросе поддерживают иранские чиновники по энергетике, вероятно, примет в расчет противодействие проекту со стороны Европейского союза».

При этом, по словам Робертса, у России есть рычаги воздействия на Ашхабад, поскольку в последний раз, когда Москва сократила импорт туркменского газа (хотя это было в период падения мировых цен на энергоносители), это нанесло Ашхабаду серьезный экономический ущерб.

Однако Аннет Бор считает, что Туркменистан поступил бы мудро, если бы не слишком верил России.

«Россия пытается кардинально изменить конфигурацию газового рынка, а изоляция от Запада сделала ее более зависимой от Ирана, что, естественно, скажется и на Туркменистане, — сказала Аннет Бор. – Москва рассчитывает в будущем получить доступ в Иран через Казахстан и Туркменистан, а уже оттуда – в Пакистан и Индию. Однако существующие маршруты в Пакистан обеспечивают лишь небольшие объемы. Там огромные инфраструктурные ограничения, а также проблемы логистического и технического характера, связанные с этими весьма туманными идеями».

Напомним, что некоторое время назад с идеей строительства малого газопровода для доставки природного газа с нефтяного месторождения Махтумкули, находящегося в туркменской части Каспия, на азербайджанскую платформу Азери – Чираг – Гюнешли, выступила компания Trans Caspian Resources, зарегистрированная в американском штате Флорида.

Как уже сообщал haqqin.az, соруководителем данной организации является Аллан Мастард, бывший посол США в Туркменистане, а управляет ею Берт Уотсон, американский энергетический лоббист с большим стажем.

Помимо них в состав консультативного совета Trans Caspian Resources входят два бывших топ-менеджера крупнейшего в Азербайджане иностранного инвестора компании British Petroleum (ВР), а также Роб Собхани, азербайджанский лоббист в Вашингтоне.

Однако Туркменистан не воспринял эту идею и выразил заинтересованность в полномасштабном проекте Транскаспийского газопровода. Европа, как утверждают эксперты, не готова вкладывать миллиарды долларов в строительство этого газопровода и заключать долгосрочные контракты на закупку туркменского газа.

С другой стороны, Россия на разных уровнях неоднократно заявляла, что не допустит строительства Транскаспийского газового пояса. После трехсторонних переговоров президентов Азербайджана, Турции и Туркменистана в Авазе в декабре прошлого года с таким предупреждением выступил и сенатор Александр Башкин, представляющий в Совете Федерации России Астраханскую область.

«Некоторые западные эксперты, радостно потирая ладоши, заявляют, что это ключ к освобождению Европы от так называемой зависимости от российского газа, – заявил тогда Александр Башкин. – Полагаю, эти специалисты напрасно тратят столь дефицитную сейчас в странах Европы энергию. Нужно знать, что согласно документу по статусу Каспия, подписанному пятью прикаспийскими государствами, согласие на реализацию проектов, чувствительных в сфере экологической безопасности, должны давать все государства каспийской «пятерки». В силу возможной угрозы экологической безопасности Каспийскому морю, представляемой подводной частью газопровода, Россия не сможет дать согласие на его строительство».

Илькин Шафиев

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir