Последняя провокация в Карабахе, которую Азербайджан безуспешно пытался превратить в международный скандал, вновь актуализировала тему войны.
Война в политологии рассматривается как средство решения политических и иных задач. В карабахском же конфликте война, или сдерживание войны стали рассматриваться как цель.
С чьей-то легкой руки произошла подмена понятий, когда отправной точкой политического процесса становится не урегулирование в интересах национальной безопасности, а недопущение войны. Мир и национальные и интересы автоматически становятся предметом бартера.
Этот политический казус активно продвигает Азербайджан, пугая войной Армению и добиваясь политических уступок. Армения – как военно-политическое руководство, так и общество – много лет давало Азербайджану все основания думать, что во избежание войны она может пойти на уступки, в том числе территориальные. Были подписаны документы, приняты предложения посредников, предполагающие территориальные уступки.
В итоге это привело к тому, что Баку цинично предложил формулу «мир в обмен на территории», подтвердив, что в случае отказа от уступок продолжит террор и запугивание.
Армянская армия под влиянием этого казуса также изменила свои конституционные функции – вместо того, чтобы отстаивать территорильную целостность страны, армия сдерживает войну.
Этот казус сложился из-за того, что армянская дипломатия долго не отказывалась рассматривать варианты урегулирования, предполагающие нарушение территориальной целостности. Это признал и Серж Саркисян, который рассказал, что в 2011 году готов был подписать Казанский документ, предполагающий территориальные уступки. В мае 2017 года он сказал в парламенте, что Казанский документ все еще на столе переговоров. То есть, торг продолжается.
Армянское руководство само дало повод Азербайджану пугать Армению войной, поскольку так ни разу и не заявило, что не собирается ставить под сомнение территориальную целостность Армении и Арцаха. Зачем удивляться, что Азербайджан грозит взять силой землю, право на которую косвенно признается Арменией?
На деле пугающий Армению войной Азербайджан сам боится войны как огня. В начале 1990-х годов азербайджанцы в массовом порядке стали покидать Степанакерт после того, как в пригороде Кркжан были подожжены дома состоятельных азербайджанцев. Местные азербайджанцы-муалимы тогда говорили – если армяне взяли в руки огонь, пора уходить.
4 июля 2017 года азербайджанцы вновь поняли, что армяне взяли в руки огонь. Трагическая гибель девочки стала для Азербайджана знаком того, что армяне не боятся войны, они намерены отстаивать свою территорию и безопасность.
Армянской дипломатии пора воспользоваться случаем и выйти из политического казуса «территории в обмен на мир». В апреле, когда в Карабахе уже шла война, люди поняли, что есть нечто страшее войны – потеря родины, права жить на своей земле, в своем доме, говорить на своем языке и посещать могилы предков.
Народы, которые бегут от войны, становятся либо жертвами геноцида, либо вечными странниками на этой земле. Никто не хочет войны.
http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/56847
- Anasayfa
- »
- Azerbaycan
- »
- Есть вещи пострашнее войны: политический казус
Есть вещи пострашнее войны: политический казус
473 0
Kafkassam Editör
Yeni bir dünyaya uyanmak, dünyayı yeniden okumak isteyenler için, söylenecek sözü olanlar için merkezi Ankara’da olan KAFKASSAM’ı kurduk. Erivan, Bakü, Tiflis, Tebriz, Grozni, Moskova, Mahaçkale, Nazrin, Nalçik, Saratov, Ufa ve Sochi’de ofislerimiz temsilcilerimiz var. Kafkassam genelde kafkasya çalışmak için kuruldu Kafkasya genelinde çalışır. Ermenice Rusça Gürcüce İngilizce dillerinde yayın yapan kafkassam genç akademisyen ve stratejistlerle çalışmaya özen gösterir. KAFKASSAM’ın internet sitesi 2 Ocak 2010’da yayına girdi. İnternet sitesinde Kafkasya’daki ülkeler ve Türkiye ile ilişkileri hakkında makaleler, ropörtajlar, analizler ve yorumlara yer verilmektedir.