KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Gündem
  4. »
  5. Денис Коркодинов: Закулисье иракской политической сцены

Денис Коркодинов: Закулисье иракской политической сцены

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 8 dk okuma süresi
370 0

Отмена иракских выборов, намеченных на 10 октября 2021 года, была вполне ожидаемой уже в мае этого года, когда в иракской прессе начались информационные вбросы о бесперспективности избирательного процесса. Поэтому последовавший за ними отказ большинства иракских политических и общественных деятелей от участия в предвыборной борьбе вряд ли был для кого-то неожиданностью. Даже ставшая уже традиционной “практика бойкота”, реализуемая Муктадой ас-Садром, не вызвала серьёзного изменения существующей конфигурации сил, поскольку местная политическая элита была готова к такому шагу шиитского богослова. Лидер политического блока “Саирун” неоднократно обрушивался с формальной критикой в адрес официального Багдада, обвиняя его в коррупции, непотизме и чрезмерной забюракратизированности. Однако сейчас его критические высказывания и бойкот избирательного процесса приобрели особенное значение, отличное от того, что мы могли наблюдать ранее на иракской сцене.

Огромное политическое влияние Муктады ас-Садра позволило бы ему получить большинство депутатских мест в иракском парламенте. Он возглавляет один из самых авторитетных избирательных блоков “Саирун”, который уже сейчас имеет весьма солидные представительство (54 из 329 депутатов). К тому же шиитский богослов является руководителем самого крупного и боеспособного вооруженного формирования, входящего в состав народного ополчения (“Бригады мира”) и контролирующего ключевые автомагистрали, нефтяные месторождения и населённые пункты в стране. Не ограничиваясь этим, Муктада ас-Садр, начиная с 2003 года, позиционирует себя в качестве непримиримого противника США, что делает его одним из самых востребованных иракской публикой политиком. Поэтому его решение бойкотировать выборы, в которых он однозначно одержал бы победу, выглядит, по меньшей мере, странным.

Лидер блока “Саирун” объяснил своё решение стремлением получить дополнительное время, необходимое ему для подготовки документов, работы с “колеблющимися” избирателями и изменения политической программы. Однако, по мнению ряда источников, Муктада ас-Садр, как и многие другие лидеры иракского общественного мнения, мог заключить негласные договорённости с переходным кабинетом министров с тем, чтобы, как минимум, сформировать выгодный исключительно для него состав иракского правительства в апреле 2022 года, и, как максимум, не создавать для США дополнительных проблем, связанных с требованиями изгнания американских военных, на иракской сцене.

Кроме того, не исключено, что лидер движения садристов использовал традиционный для него политический маневр, чтобы увеличить свои шансы на получение ключевой должности в составе национального правительства. Ведь очевидно, что многие сторонники шиитского богослова, услышав его заявление о бойкоте выборов, почувствовали неладное. По их мнению, такое решение “Учителя” стало следствием оказанного на него беспрецедентного давления или даже угрозы его жизни со стороны официального Багдада. Только одного этого предположения было бы достаточно, чтобы организовать серию крупномасштабных протестных акций и на их волне буквально усадить Муктаду ас-Садра в кресло премьер-министра Ирака. Вместе с тем, решение о бойкоте преследовало цель, помимо мобилизации своих сторонников, отвлечение внимания иракских масс-медиа от истории, связанной с пожаром в больнице Ибн аль-Хатиба для коронавирусных больных в Багдаде 25 апреля 2021 года. Во время этого пожара погибли 82 человека, еще 110 – пострадали. Несмотря на то, что вина садристов в организации трагедии до сих пор не доказана, некоторые правительственные СМИ Ирака стараются представить это дело так, будто Муктада ас-Садр лично отдавал приказ об организации пожара.

Безусловно, такой “чёрный PR” мог существенно испортить не только политический имидж шиитского богослова, но и создать реальную угрозу для его жизни, поскольку тема пандемии сейчас в Ираке, как и во всём мире, является самой чувствительной и взрывоопасной в социальном плане. Рядовые иракцы понимают, что руководство страны не в состоянии сдержать рост заболеваний, и осознание этого факта вызывает у людей гнев, направленный, прежде всего, на представителей центральной власти. Однако информация о том, что представители иракского истеблишмента не только не могу организовать процесс лечения коронавирусных больных, но и открыто отдают приказы об убийстве, могла привести к социальному взрыву, в результате которого первой жертвой стал бы именно Муктада ас-Садр. Практически уже ощущая тяжесть “дамоклова меча”, лидер блока “Саирун” решил искусственно создать ответный информационный повод, заявив о блокаде выборов. Это позволило, в некоторой степени, “погасить” информационный негатив публикаций о причастности садристов к событиям в больнице Ибн аль-Хатиба.

Блок “Саирун” является “ветераном” иракского избирательного процесса. Его представители принимали участие в выборах 2010, 2014 и 2018 годов. При этом традиционно количество депутатских мандатов, получаемых садристами, было не менее 50, что позволяло им выступать в качестве весьма влиятельный силы, способной диктовать условия официальному Багдаду. Заключив негласный договор с Мустафой аль-Казими, Муктада ас-Садр рассчитывал передать портфели министров строительства и реконструкции, здравоохранения, электроэнергетики, а также труда и социальных дел своим сторонникам. Однако глава иракского переходного правительства, судя по всему, в последний момент передумал, что вызвало неоднозначную реакцию Муктады ас-Садра. Шиитский богослов решил пойти ва-банк, посредством своего демонстративного заявления фактически поставив Мустафе аль-Казими ультиматум: либо он добровольно передаёт пост премьер-министра страны руководителю блока “Саирун”, либо иракская улица впоследствии сама провозгласит Муктаду ас-Садра главой иракского правительства. В любом случае, срок действия выдвинутого ультиматума, скорее всего, определен до апреля 2022 года. За это время Мустафа аль-Казими должен провести серию переговоров с шиитским богословом, гарантировав ему и его сторонникам ответственные посты в национальном правительстве, либо принять решение о собственной отставке в пользу садристов.
Денис Коркодинов

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir