Оставшиеся в живых и находящиеся на свободе дети Муаммара Каддафи выставят свои кандидатуры на пост президента Ливии. Страны международного сообщества заинтересованы в том, чтобы наследники лидера Джамахирии играли первые роли на ливийской политической сцене.
Накануне президентских выборов в Ливии всё заметнее ощущается потребность местного электората в реставрации режима Муаммара Каддафи. Правительство, возглавляемое Абделем Хамидом Дбейбом, не оправдало надежд рядовых ливийцев, которые, в большинстве своём, проявляют недоверие к новым институтам ливинской государственности. Кроме того, ставка на то, что фельдмаршал Халифа Хафтар сможет придать дополнительный импульс для развития “ливийского концерта”, себя не оправдалп. Халифа Хафтар оказался “политической марионеткой”, который ради придания своему статусу оттенка помпезности заигрывал практически со всеми мировыми державами (США, Россией, Египтом, Францией), так ничего и не гарантировав им. К тому же, его решение в период президентской кампании фактически дистанцироваться от управления Ливийскими арабскими вооруженными силами для многих электральных групп стало ярким свидетельством того, что для него политические амбиции оказались намного важнее национальной свободы.
Совершенно другая ситуация складывается вокруг семейства Муаммара Каддафи. Саиф аль-Ислам, наиболее способный к политическому маневрированию в сложных условиях ливийской действительности, судя по всему, всерьёз рассчитывает победить в президентской гонке. Стартом его предвыборной программы послужило опубликованное 31 июля 2021 года интервью с ним, где он публично заявил, что готов официально возглавить Ливию. Особо примечательным обстоятельством в этой истории является то, что интервью было опубликовано в “The New York Times”, редакция которого никогда бы не разместила на своих страницах резонансное заявление главного оппонента официального Триполи, не будь на то соответствующей санкции Белого дома. И, как утверждают некоторые американские независимые эксперты, Джо Байден действительно намерен использовать Саифа аль-Ислама в качестве козыря на ливийской сцене. Основной интерес Вашингтона состоит в намерении перенести командный центр AFRICOM из Штутгарта в Ливию, в сочетании с организацией военной базы на юге страны, чтобы создать дополнительную преграду китайскому проекту “Щёлкового пути”. Саиф аль-Ислам, по замечанию представителей его близкого окружения, поделившихся своим мнением на условиях анонимности, заключил сделку с США, гарантировав им всё, чего они только захотят при условии, что сын Муаммара Каддафи займёт кресло президента Ливии. Он также резко настроен к ближневосточной активности Китая, видя в ней угрозу для региональной безопасности. Только по этой причине Вашингтон начал широкую PR-кампанию, направленную на информационное продвижение Саифа аль-Ислама в американских масс-медиа. Наряду с интервью, опубликованным журналистом Робертом Ф. Уортом, входящим в президентский “пул”, 1 августа 2021 года телевизионное агентство “BBC” опубликовало достаточно резонансную статью с красноречивым названием “Возвращение Каддафи”. К этой информационной кампании присоединились и московские ньюс-мейкеры, буквально через два дня разместив на сайте “Российского информационного агентства” статью под заголовком “Зачем Россия возвращает Ливию Каддафи”. Безусловно, в этом существует особый российский интерес, и Москва, в этом отношении, действует не совместно с Вашингтоном, а параллельно ему, предлагая Саифу аль-Исламу альтернативный пакет бонусов как авансовый платёж за его отказ от сотрудничества с Белым домом.
Дополнительно к этому в медиа-пространстве не случайно активизировали свою публичную деятельность директор Центра исследований африканского единства и бывший пресс-секретарь правительства покойного ливийского лидера Муаммара Каддафи Муса Ибрагим, а также бывший личный советник лидера Джамахирии Юсеф Шакер. Относительно них стоит отметить, что на протяжении последних 2-3 лет они весьма неохотно делились своими комментариями о “прошлой ливийской жизни” и совершенно не заявляли о своих политических амбициях. Юсуф Шакер после продолжительной болезни родной сестры в Стамбуле вообще почти на 2 года “выпал” из информационного пространства, даже кратко не отвечая на просьбы об интервью. Сейчас же Муса Ибрагим и Юсуф Шакер практически ежедневно комментируют для международных СМИ текущие события в Ливии, недвусмысленно отмечая то, как хорошо было при Муаммаре Каддафи и как плохо стало сейчас.
Естественно, что эта “массовка” работает на имидж Саифа аль-Ислама. Она служит своеобразным фоном для его президентской кампании, которая оплачивается странами Запада и Россией.
Несколько иную концепцию имиджевого позиционирования семьи Каддафи реализует Турция. Если Вашингтон и Москва всерьёз готовят к президентскому выдвижению Саифа аль-Ислама, Анкара с недавних пор предпочитает делать ставку на Саади Каддафи, который после освобождения из ливийской тюрьмы находится в Стамбуле. Компетентные источники информации из Анкары и Триполи утверждают, что таким образом Реджеп Эрдоган может также преследовать цель внести определённый раздор между сыновьями лидера Джамахирии. Поддерживая Саади Каддафи, Турция намерена посредством него укрепить позиции политического ислама в Ливии, к чему весьма ревностно относится Саиф аль-Ислам.
Не секрет, что после формирования нового состава ливийского правительства Анкара находилась в состоянии некоего разочарования. Файез аль-Саррадж, являющийся верным другом и союзником турецкого руководства, был гораздо привлекательнее, когда он возглавлял Ливию. Однако администрация Абделя Хамида Дбейба, несмотря на заверения о сотрудничестве с Турцией, до сих пор воспринимается с недоверием. Анкара предпочитает иметь определённые рычаги давления на новый состав ливийского кабинета министров. И Сааиди Каддафи сейчас является одним из таких “рычагов”, тогда как Саиф аль-Ислам, в отличие от своего брата, более демократичен и, тем более, не настроен на развитие турецко-ливийских отношений.
Помимо прочего, не стоит сбрасывать со счетов дочь Муаммара Каддафи Аишу, которая сейчас вместе со своим братом Мохаммедом проживает в Омане. Летом 2021 года на своих страницах в социальных сетях произошёл фальш-старт её предвыборной кампании, во время которой она официально заявила о том, что намерена баллотироваться на пост президента Ливии. Правда, через несколько дней её публичное заявление было удалено, а международные эксперты поспешили назвать её сообщение фейком. Однако, как отмечают оманские источники информации, Аиша Каддафи действительно проявляла решимость возглавить Ливию, но под влиянием своих братьев она самоустранилась от избирательной гонки. Но это совершенно не означает, что накануне 24 декабря 2021 года она не сможет передумать. По крайней мере, сейчас она активно собирает вокруг себя друзей Каддафи. Также она лоббирает интересы семьи в оманском политическом истеблишменте, который, несмотря на формальное невмешательство в ливийские дела, всё же “держит руку на пульсе”, субсидируя Аишу Каддафи, видя в ней дополнительный инструмент давления на международных игроков на случай, если Саиф аль-Ислам и Саади Каддафи потерпят политическое фиаско или будут убиты.
Сейчас среди стран мирового сообщества идут своеобразные торги за влияние на детей Каддафи. Это позволят сыновьям и дочери лидера Джамахирии диктовать и свои условия, которые, скорее всего, будут выполнены в ближайшем будущем. В частности, Саиф аль-Ислам, Саади и Аиша Каддафи единодушны во мнении о том, что одним из первостепенных условий их политического триумфа является почётное перезахоронение останков их отца Муаммара Каддафи и брата Мутассима. Официально места их захоронений неизвестны широкой публике, но, как отмечают ряд оппозиционных ливийских источников, координаты могил лидера Джамихирии и его сына известны с 2011 года, что позволило уже в начале сентября 2021 года представителям делегации племен Кадхадфа и Аль-Маджабра посетить город Мисурата и требовать у местных органов власти выдачу осанков тел бывшего министра обороны Ливии Абу Бакра Юниса Джабера Аль-Маджбри, Муаммара Каддафи и его сына Мутассима. По этой причине страны международного сообщества и, прежде всего, США, Россия, Египет при посреднистве Омана, скорее всего, до 24 декабря 2021 года под гул масс-медиа организуют в Ливии перезахоронение лидера Джамахирии, что станет дополнительным бонусом для президентского выдвижения его сыновей. Вместе с тем, своеобразными техническими кандидатами на пост главы Ливии, станут:
1) бывший министр внутренних дел Фатхи Башага;
2) бывший президент Национального конгресса (2013-2014 годы) Нури Бушамин;
3) бывший ливийский дипломат и глава политического блока “Возрождение Ливии” Ареф Аль-Найед.
Однако главные ставки международного сообщества сделаны на детей Муаммара Каддафи.
Денис Коркодинов