Кажется, придумал.
Пожалуй, главное для нас сегодня – это преодоление насаждаемых мифов и возвращение в реальность. Иначе говоря – исключение ”боваризма” как несущей конструкции нашего поведения.
Если вкратце, то термин ”боваризм” (фр. bovarysme) впервые ввел в оборот французский философ и критик Жюль де Готье в конце XIX в. (”Боваризм: эссе о силе воображения”). Термин возник в литературоведении и психологии благодаря роману Гюстава Флобера ”Госпожа Бовари”, в котором главная героиня Эмма Бовари живет в плену фантазий и стремится к недостижимому идеалу.
По сути, ”боваризм” – психологическое состояние, при котором человек стремится представлять себя лучше, чем он есть на самом деле, или не может удовлетвориться своей жизнью, пытаясь воплотить в реальность идеализированные представления.
Основные черты боваризма:
1. Несоответствие между реальностью и мечтами.
2. Идеализация.
3. Постоянное недовольство собой и окружением.
4. Эскапизм.
В политике ”боваризм” проявляется как склонность отдельных политиков, партий или даже целых государств представлять себя в идеализированном свете, не соответствующем реальному положению дел. Этот феномен связан с попытками создать иллюзорный образ, который укрепляет их позиции или оправдывает амбициозные цели, зачастую не подкрепленные реальными ресурсами или возможностями.
”Боваризм” в политике часто отражает общественные настроения, когда общество само склонно идеализировать лидеров и программы, игнорируя реальность. Что создает порочный круг, в котором политическая элита и общество поддерживают друг друга в создании иллюзий.
Знакомый расклад, не так ли?
Желаю всем нам в наступающем году хотя бы попытаться сбросить с себя оковы ”боваризма”. Сначала на личном, а затем – возможно– на общественном уровне.
С Новым годом!