KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Gündem
  4. »
  5. Зная прошлое – легче понимать настоящее и предугадывать будущее

Зная прошлое – легче понимать настоящее и предугадывать будущее

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 15 dk okuma süresi
440 0

Icтория нашей страны многогранна и интересна. И мы, потомки наших славных предков, творивших нашу историю и построивших Великую страну, должны знать её. Любая история таит в себе множество персонажей, у которых есть чему поучиться. С детства, еще в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину», – говорят учителя. А как её любить-то? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что любить свою Родину – значит знать её. Я считаю, что человек, не знающий хотя бы вкратце свою историю, не может называть себя патриотом. А сегодняшний наш гость – Руслан Темирсултанович Джамбулатов – талантливый молодой историк и патриот. В своем интервью он рассказывает о революции и Гражданской войне, о патриотизме и вообще об отношении к истории, к своим предкам. Нашим читателям будет интересно ознакомиться с его взглядами и оценками.

– Руслан, спасибо, что вы пришли к нам в редакцию, в первую очередь, хочу поздравить вас с успешной защитой диссертации и выходом в свет вашей монографии. Хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов редакции газеты «Ёлдаш».

– Спасибо.

– Тема вашего научного исследования – «Революция и Гражданская война в Терской области (февраль 1917 – апрель 1920 гг.) на материалах Хасав-Юртовского округа и Кизлярского отдела» довольно сложная и интересная. Почему вы обратились именно к ней?

– Я планировал, что продолжу тему своей дипломной работы «Восточный вопрос накануне Крымской войны», она касалась и международного аспекта событий Кавказской войны первой половины XIX века. Но при поступлении в аспирантуру мне была предложена вышеназванная тема, а руководителем был назначен профессор Адиль-Гирей Сагадуллаевич Гаджиев. Приступив к разработке темы, я столкнулся с тем, что несмотря на множество различных очерков, комплексного исследования по истории революции и Гражданской войны по Хасав-Юртовскому округу и Кизлярскому отделу не было. Ранее написанные многочисленные труды по истории революции и Гражданской войны в Дагестане, Чечне и т. д. писались ещё в советский период, носили отпечаток идеологии своего времени.

Вместе с тем, традиционно, учёными подвергались изучению только процессы в крупных политических и промышленно-экономических центрах Северного Кавказа, где формировалось «рабоче-пролетарское движение». В Терской области это были – Владикавказ, Пятигорск, Грозный; в Дагестанской области – Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент. Вместе с тем, исследование же проблем территорий, какими являлись и Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел, оставались в тени. Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел до 1920 года административно находились в составе Терской области. С установлением Советской власти на Северном Кавказе была проведена административно-территориальная реформа, в результате которой Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел поэтапно были включены в состав Дагестана.

– В вашей монографии значительное место отводится вопросам социально-экономического положения в Хасав-Юртовском округе и Кизлярском отделе, с чем это связано?

– Обзор вопросов как социально-экономического положения, так и социально-политической ситуации в регионе, на мой взгляд, более конкретизировано характеризует условия жизни местного населения как накануне революции, так и после Гражданской войны. Надо сказать, что до революции Хасав-Юртовский округ и Кизлярский отдел Терской области представляли собой территорию, почти сравнимую со всей Дагестанской областью, по темпам экономического развития они значительно опережали всех своих соседей. Основу экономики обоих регионов составляло сельское хозяйство, садоводство, рыболовство, скотоводство, переработка сельхозпродукции и торговля. Здесь концентрировалось значительное количество сезонных рабочих, которые прибывали в округ и отдел весной и осенью из соседних горских округов Дагестанской и Терской областей.

То, что произошло в период 1917-1920 гг. в России, это радикальная смена не только политического, но и, что особо следует подчеркнуть, социально ценностного уклада общественных отношений более естественно вызревавшего пути перехода от «феодализма» к «капиталистическому» ведению хозяйствования, процесс которого был прерван радикальной попыткой перехода к «социализму». Чем этот «эксперимент» закончился, мы все свидетели начиная с 1991 года.

Рассмотрение социально-экономического положения в первые годы после Гражданской войны, военные события которой имели место и на территориях Хасав-Юртовского округа и Кизлярского отдела, наглядно показывает масштабы разрушения экономики региона и тяжелейшие условия, в которых оказалось местное население.

– Ознакомившись с вашей работой, я узнала много нового. Вероятно, Вам известно ещё немало интересных фактов того времени?

– Честно сказать, вопрос сложный. Событий и судеб много, легче сказать о том, что уже имеется в монографии, это и разгром слободы Хасав-Юрт бандами Узун-Хаджи (в апреле 1918 года), и события, связанные с наступлением армии Деникина и отступлением двух Красных армий через территорию Кизлярского отдела (ноябрь 1918 – февраль 1919 гг.), и разгром бандой абрека Исаева в начале августа 1919 г. станицы Копай (Александрийская), и походы сторонников большевиков на Хасав-Юрт (в августе – октябре 1919 года), и гибель Нухая и Зайнал-Абида Батырмурзаевых и т. д.

– Революция и Гражданская война, и в частности в Дагестане, на ваш взгляд – были закономерностью или случайностью?

– В тот период для Дагестанской области революция, несмотря на текущие проблемы, всё же не являлась изнутри вызревшей проблемой, она была привнесена из внешнего мира. В соседней Терской области ситуация была значительно опаснее, это объяснялось фактически тлевшим противостоянием земельного конфликта между казачеством с одной стороны и горскими народами (в основном это чеченцы и ингуши) с другой.

Корни противостояния между казачеством и горскими народами (чеченцы, ингуши) имели почти трехвековую историю. Как отмечают в своих работах У. Лаудаев, Н. А. Сотавов и другие исследователи истории Северного Кавказа, царизм в ходе проведения политики утверждения своей власти на Кавказе на первоначальном этапе стремился путём создания сдержек и противовесов поставить народы Северного Кавказа под свой контроль. Таким образом, царизм с целью подавления элит народов, в то время фактически контролировавших стратегические территории Северного Кавказа, каковыми являлись князья Большой и Малой Кабарды и Засулакской Кумыкии, по принципу политики «разделяй и властвуй», ряду горских народов оказывали поддержку в их стремлении спуститься с гор и обосноваться в предгорьях и на плоскости Северного Кавказа.

Однако, через столетие с небольшим, российский царизм стал терять рычаги контроля над горскими народами. Сложившаяся обстановка вынудила российские власти на более твёрдые действия в отношении горского населения. Царизм активно стал создавать военизированные казачьи линии и чуть ли не в шахматном порядке ставить казачьи станицы с местными населёнными пунктами. Зачастую новые станицы возникали с переименованием, на месте ранее существовавших местных населённых пунктов, население которых изгонялось за неподчинение или ещё какие-либо провинности. К этому следует добавить, что со второй половины ХIХ века на Северный Кавказ царизм стал активно переселять население из центральных, внутренних регионов империи, в целях обустройства переселенцев выделялись значительные земельные ресурсы. Что также фактически, несмотря на активизацию социально-экономического развития региона, способствовало усилению конфликтогенности проблемы. Надо ещё учитывать, что с вступлением в первую мировую войну, к которой страна не была готова, в России начался и экономический кризис. Это также ослабляло авторитет власти на местах, что выражалось ростом криминогенности.

– В последние годы становится модным, особенно в журналистской среде, новый термин «альтернативная история». Вот в этой связи такой вопрос: что было бы с Дагестаном, если бы не было революции и Гражданской войны?

– В начале ХХ века Дагестан представлял собой смешение феодальных отношений, традиций вольных обществ и нарождающегося капитализма. Наверняка в Дагестане развитие получил бы капитализм.

– Можем ли мы суммарно определить, какую цену заплатил наш народ за революцию и Гражданскую войну?

– Суммарность может определяться в разных категориях, потерь очень и очень много. Если экономику ещё можно возродить, то людей не вернуть.

– Каждый человек перед выбором чего-то в жизни ставит цель, есть ли у вас такая конкретная цель, которую хотели бы осуществить во благо общества?

– Без цели жить невозможно. В любом деле бывает цель на результат. Конечно, живя в обществе, видя то, что происходит вокруг, хочется сделать жизнь (если не в физическом, то в моральном смысле) чуточку лучше.

– Какую оценку вы можете дать новому поколению в нашей исторической науке (прежде всего среди кумыков)? Вы можете назвать имена перспективных, с новыми взглядами историков?

– Наша историческая наука вне сомнений продолжает жить и развиваться. Сегодня приятно сознавать, что научный потенциал не ослабевает. Из молодых перспективных учёных могу выделить востоковеда-арабиста Шамиля Шихалиева, специалиста по истории XVIII века Магомед-Пашу Абдусаламова, исследователя истории медицины в Дагестане Магомедсаида Ибрагимова, молодого специалиста по истории становления и развития кумыкского театрального искусства Написат Акаеву, краеведа Сапиуллу Багаутдинова, исследователя по периоду Кавказской войны Исмаила Ханмурзаева, Юсупа Идрисова и других.

– Что есть для вас патриотизм?

– Как я думаю, патриотизм должен внедряться в сознание человека с детства как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого должно быть осознание причастности не только к своему роду (как проявление уважения к своим родителям, родственникам, старшему поколению, знание как можно большего числа колен своей родословной), но и к истории своего народа, своей земли, к стране, в которой родился и вырос, и готовность в определённых случаях подчинить его интересам свои частные интересы, гордиться достижениями и культурой своей Родины, стараться сохранять её характер и культурные особенности и идентифицировать себя с другими членами народа, учиться грамотно защищать не только личные, но и позиции своего народа.

– Ваши пожелания газете «Ёлдаш» и нашим читателям?

– Газете «Ёлдаш» желаю больших высот, а народу нашему – единства.

Руслан Джамбулатов – газете «Ёлдаш»

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir