KAFKASSAM – Kafkasya Stratejik Araştırmalar Merkezi

  1. Anasayfa
  2. »
  3. Rusya
  4. »
  5. Гнев Лукашенко возбудил русофобов на Западе

Гнев Лукашенко возбудил русофобов на Западе

Kafkassam Editör Kafkassam Editör - - 13 dk okuma süresi
384 0

Александр Лукашенко обрушился с критикой на Россию, за то, что она ввела зоны погранконтроля между нашими странами. И все якобы за «мелочный» белорусский долг за газ, что не хочет простить братскому государству. А еще Лукашенко пригрозил судом, где намерен решать нефтегазовый спор с Россией.

Соседи поссорились

Ох, уж эти заборы! Вспоминается дачная эпопея, когда невинное желание суверенитета на своих шести сотках, которое, как думалось, невозможно без возведения пограничного забора между соседскими наделами, обернулось пересмотром всех ранее действовавших «конвенций». Всё! Объявление войны сказалось и на экономическом поле, то есть грядках, соседей: отныне взаимообмен плодами-ягодами, секретами невиданных урожаев, вечерними посиделками-сплетнями был выкорчеван как сорняк.

Конечно, в отношениях двух стран все гораздо сложнее. Например, когда писались эти строки, не была подтверждена дата приезда Лукашенко в Москву, хотя визит намечался на 9 февраля. В белорусском внешнеполитическом ведомстве намекают, видимо, имея в виду самолюбие Батьки, что Кремль нарушил «все существующие договоренности», что «российская сторона приняла решение об установлении погранзоны на границе с Беларусью без предварительного уведомления и нарушила тем самым закон о госгранице».

Но ведь приказы директора ФСБ Александра Бортникова о восстановлении приграничной зоны с Белоруссией, напомним, последовали после того, как президент Белоруссии 9 января подписал указ о безвизовом въезде и выезде иностранных граждан из 80 государств, включая страны Евросоюза, на территорию страны на срок не более пяти суток. Так чего же тут?

Благодатная почва для русофобов

Неудивительно, что ФСБ вернула границы, блюдя безопасность России. Тем более, что через Белоруссию в Россию в последнее время все больше стало проникать нелегальных беженцев.

— Все это — благодатный фон для проявления русофобских настроений в белорусском обществе, — считает эксперт фонда «Народная дипломатия» Кирилл Аверьянов-Минский.

«СП»: — Польские СМИ уже вовсю пишут, что Россия устроит в соседней стране переворот, и уже оттуда будет угрожать Польше и Прибалтике войной. А белорусский военный эксперт Алексей Арестович утверждает, что Россия займет территорию Белоруссии и предрекает белорусский Майдан.

— Не думаю, что такое возможно. Нам свойственна такая памяркоўнасць, то есть несклонность к активности, желание схавацца ў бульбу. Майдан — это не часть белорусской политической культуры. Я слабо себе представляю, чтобы жители Белоруссии вышли на главную площадь Минска и стояли там подобно жителям Киева, несколько месяцев, в палатках, зимой. Ну, и к тому же, ситуация с правоохранительными органами в Белоруссии совершенно другая, чем на Украине. Оппозиция наполнена агентами КГБ. Силовики ситуацию полностью контролируют. Поэтому, Майдан маловероятен. Другое дело, что возможно переформатирование Белоруссии в откровенно прозападное государство, наподобие сегодняшней Украины. И эта работа с местными элитами Западом предпринимается.

Уже, по сути, сформирован такой круг, который выступает за интеграцию с Западом, за внутреннюю белорусизацию. И, как говорят, этот круг возглавляет нынешний министр иностранных дел Владимир Владимирович Макей, которого прочат в преемники Александра Лукашенко. То есть, совершенно легитимно Макей может стать президентом Белоруссии. Тогда курс белорусского государства поменяется, потому что Макей как-то заявил, что он не исключает вхождения Белоруссии в Евросоюз. Недавно он заявил, что усиление группировки НАТО в Прибалтике не угрожает интересам России. Так что, поворот Белоруссии на Запад, жесткая внутренняя белорусизация, с приходом к власти этого политика, возможны, хотя, конечно, и не сейчас.

Белоруссию пугают Россией. Не так давно в Белоруссии вышел доклад Центра стратегических и внешнеполитических исследований, руководителями которого являются господа Царик и Сивицкий. Эти джентльмены пишут, что Россия готовится сместить Лукашенко при помощи военной силы, и, соответственно, готовится вариант аннексии Белоруссии со стороны России. Это говорится провластными экспертами, и, скорее всего, они транслируют те опасения, которые, возможно, существуют в сегодняшнем белорусском истеблишменте. Потому что Лукашенко, видимо, все-таки поддался влиянию западной и украинской пропаганды и начинает сочувствовать Украине.

«СП»: — Насколько вероятны угрозы размещения войск НАТО или стран Запада в случае разрыва отношений союзнического характера между Россией и Белоруссией? Часто приходится слышать, что нам нужно финансово поддерживать Белоруссию, иначе танки НАТО будут под Смоленском.

— В общем-то, это вполне реальная, на мой взгляд, угроза, если действительно цель Запада — вовлечь Белоруссию в свою орбиту, использовать белорусов как пушечное мясо.

В 2012 году мы имели возможность наблюдать, как «замечательно» защищена западная граница Союзного государства. Я напомню, что в 2012 году был осуществлен «плюшевый десант» на окраину Минска, когда граждане Швеции, с территории Литвы, вторглись на самолетах в воздушное пространство Белоруссии и скинули с самолета игрушки с плакатами в защиту прав человека в Белоруссии. Западные самолеты спокойно вторгаются на территорию Белоруссии. Это говорит о том, что самостоятельно Белоруссия западную границу Союзного государства защитить не в состоянии, и при этом отказывается от размещения российской авиабазы.

Дружба дружбой, но долг платежом красен

«СП»: — Но есть еще один проблемный аспект. Недавно Дворкович озвучил размер долга Белоруссии по газу — 550 миллионов долларов США. Раньше Россия всегда шла на уступки, но сейчас это противостояние уже приобретает характер политический. Что будет дальше? Россия ограничит поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы? Или опять предоставит льготы, простит долг? Тем более, что есть опасность вхождения Белоруссии в какой-нибудь враждебный России военный блок.

— Поставки уже ограничены, но белорусское руководство привыкло, что Россия все долги прощает. Поэтому, думаю, оно уверено, что в этих нефтегазовых разборках Россию, все-таки, дожмёт. Но есть вероятность, что Россия решила с Белоруссии деньги брать: сколько можно списывать и прощать. Уже надо как-то разговаривать серьезно. Я еще напомню, что в конце прошлого года Белоруссия осуществила авансовый платёж России, который меньше суммы долга. Видимо, белорусское руководство решило, что этого Москве достаточно.

«СП»: — Но существующие договоренности по поставкам газа не предусматривают авансовых платежей? Тем более, платёж был осуществлен по ценам, которые Белоруссия установила на российский газ сама: 72 доллара за тысячу кубометров.

— А этот авансовый платёж был возвращен Белоруссии. Дворкович сказал, что нам нужен не авансовый платёж, а погашение долга. Это довольно жесткая реакция, я не припомню, чтобы когда-то Россия так вот обращалась с Белоруссией. И я считаю, что это, в общем-то, правильная позиция.

«СП»: — Чем это все закончится?

— Там суть конфликта в том, что в 2016 году белорусы посчитали и решили, что за газ они платят много. И у них есть другая формула цены на российский газ, в соответствии с которой нужно платить не $ 140, а $ 70 за тысячу кубометров. Ну и, соответственно, стали платить по своей формуле, $ 70. Надо сказать, что в 2015 году Александр Григорьевич Лукашенко говорил, что «мы платим за газ так мало, всего какие-то 140 долларов или 120, и мне что, совсем обнаглеть? Пойти в Кремль ногой стучать, дайте по 70?». В 2016-м году он-таки начал просить по 70… Информационные агентства его цитировали, это можно легко проверить. Но я думаю, что Россия ограничила поставки нефти в Белоруссию, чтобы побудить белорусскую сторону за газ заплатить. Это весьма чувствительно для Белоруссии. Этот нефтяной рычаг, который избрало российское руководство, с моей точки зрения, весьма действенный.

«СП»: — Недавно Лукашенко заявил, что Белоруссия воюет с Россией, но в экономической плоскости, а братская Украина — с помощью оружия. Каково в сфере этой войны будущее Союзного государства?

— Дело в том, что у нас есть договор о создании Союзного государства, который вступил в силу еще в 2000-м году, но он не исполняется. И я давно продвигаю идею о том, что со временем это Союзное государство должно быть преобразовано в Российский Союз, о чем в свое время, в 90-м году, писал Александр Исаевич Солженицын в своей книге «Как нам обустроить Россию». Он писал, что должен быть создан Российский Союз, куда должны войти Россия, РСФСР тогдашняя, Белоруссия, Украина и Северный Казахстан. Но учитывая современные политические реалии, мы можем говорить о том, что со временем к этому Союзному государству могли бы присоединиться образования, которые провозглашены на территории Новороссии, Приднестровье. Тут речь идет не о вхождении в Российское государство, а о вхождении в конфедеративное образование. Что касается экономических споров, того как они могут повлиять на судьбу Союзного государства… Экономические разборки идут все время его существования.

Майя Мамедова

İlgili Yazılar

Bir cevap yazın

E-posta hesabınız yayımlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir